Практические методы: доклады и сообщения учащихся, лабораторные и самостоятельные работы, ролевая игра, метод творческих заданий, работа с научными и художественными текстами, метод проектов, общественно полезный труд.
Школе 3-го тысячелетия необходим синергетический принцип построения урока, выбора средств и методов воспитания и обучения школьников. При обучении детей с целью формирования у них целостного мировоззрения могут быть использованы следующие методы:
1) по характеру деятельности: поисковый метод, исследовательский метод, метод творческих заданий; 2) по видам деятельности: метод лабораторных работ, метод предметно-практических работ, игровые методы; 3) по типам коммуникации: метод дискуссий, метод диалога, метод сообщений, метод проектов; кооперативный метод; 4) по типу взаимодействия: метод стимулирования, метод поощрения, метод консультирования, метод самостоятельных работ; 5) по управлению интеллектуальным поиском: эвристические методы, метод «мозгового штурма», «мозговой атаки», проблемный метод изложения материала, анализ конкретной проблемной ситуации .
Выбор этих методов определяется, как стремлением добиться оперативности в усвоении научных знаний, в выработке убеждений, так и в стимулировании учебно-познавательной и исследовательской деятельности, давая возможность выбора темпа, степени сложности, содержания учебного материала для каждого ученика.
Говоря о способах формирования мировоззрения, нужно определить, как внешне выглядит согласованная деятельность учителя и ученика (иначе, определить форму обучения). Существуют традиционные формы обучения, такие как: урок, экскурсии, конференции, лекции, диспуты, деловые и ролевые игры, лабораторные работы, формы трудового обучения, консультации, экзамены, зачёты. А также используются и инновационные, нестандартные формы, позволяющие подчас в большей мере заинтересовать, привлечь внимание учащихся и обозначить для них единство картины мира. (Например, работы Щурковой, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной).
Новые формы учебно-воспитательной работы:
ролевые игры
аукцион знаний
защита проекта (проект-мечта)
урок-исследование,
урок- открытие Мысли
урок – «линия самореализации»
театр-экспромт личностных качеств
урок – портрет
учебная мозговая атака
дискуссионные качели
свободный разговор
когда говорят стихии (предметы, животные, растения и т.д.)
ринг знаний и эмоций
«герб» своего я
«хочу» и «надо», потребности и возможности
пресс-конференция
презентация политворческих клубов
компьютерные технологии
урок-консультация
урок-панорама
рекламный калейдоскоп
изобретение нового
почтовый ящик Царицы науки
мировоззренческая анкета
«необитаемый остров» (групповая игра)
урок - путешествие по Вселенной
фестиваль синтеза искусств
тир понятий
азбука жизни и человека
Воспитательное влияние уроков возрастает, если они проводятся в специфических условиях, помогающих эффективно усвоить содержание той или иной темы – в лабораториях, специально оборудованных кабинетах, школьных и научных мастерских, специальных учебных учреждениях, а также в музеях, залах военной славы, комнатах и домах памяти и т, д
Сейчас особое внимание школа должна уделить информационно-коммуникационным технологиям и способам реализации виртуального обучения как на уроках, так и за их пределами. Одно из направлений предусматривает применение системы гипермедиа, электронных книг и среды «микромир»; совершенствование программных средств учебного назначения, автоматизированных обучающихся систем. Второе основано на использовании средств телекоммуникаций. Третье основано на применении интеллектуальных обучающих систем. Рассмотрим первые два направления как наиболее вероятные в современной российской школе.
Еще о педагогике:
Диагностика исходного уровня развития детского декоративного
творчества
Задачи констатирующего эксперимента: подобрать и проанализировать диагностики для выявления уровня творческого развития детей в ДПИ; на основе комбинирования различных диагностик разработать свою диагностику уровня развития декоративного творчества у старших дошкольников. Для разработки диагностики ...
Характеристика здоровьесберегающих технологий
При внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью, происходит организ ...
Планирование как основа организации физкультурно-оздоровительной работы
Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. Прежде, чем приступать к планированию, н ...