В формировании личности участвуют все звенья системы образования школы, училища, средние специальные и высшие учебные заведения.
Школа должна развивать у учащихся трудолюбие, богатый внутренний мир, чувство долга, прямоту и честность в поведении, волю, умение прийти на помощь другому, интерес к активному участию в развитии и защите общества. Школа призвана привить человеку эти чувства на всю жизнь.
Обучение — важнейший фактор воспитания. Обучение – это система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики, знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности. П.И. Пидкасистый определяет обучение как общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности, так как понятие «общение» несомненно шире понятия «обучение», но любой акт обучения – это общение. Следует отметить, что процесс обучения двусторонен: преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учеников. Таким образом, «обучение есть процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества».
П.И. Пидкасистый также пишет, что движущей силой такого обучения являются противоречия. Центральным из них является противоречие между возникающими у обучающихся (под влиянием учителя) потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. «На основе разрешения этого противоречия путём умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся, их возможностей. Это центральное противоречие можно разделить на частные:
между ранее усвоенным и изучаемым,
научными знаниями и обыденно-житейскими,
учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научными знаниями, между знанием и формированием навыков, умений».
Обучение можно определить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею, так как воздействия учителя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом заранее поставленной цели, и управляют этой активностью.
Процесс обучения являет собой целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования школьников (как единого процесса духовного и физического формирования личности, процесса социализации и становления мировоззрения, сознательно ориентированных на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании эталоны). Необходимо отметить, что взаимосвязь между воспитанием и обучением (так же, как и между воспитанием и развитием, обучением и развитием) является объективной закономерностью.
Условием повышения воспитательной функции обучения является связь школы с жизнью. На тесную связь обучения и воспитания указывает Ю. К. Бабанский: «Центральной воспитательной задачей обучения является формирование у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, в котором как бы синтезируются все стороны воспитанности личности, ее научная, философская, идейная, нравственная, эстетическая и практическая подготовленность».
Еще о педагогике:
Отклонение от нормы в строении артикуляторных органов
Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5 ...
Характеристика цифровой и словесной оценок
Характеристика цифровой оценки (отметки): "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логи ...
Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного
возраста с ФФНР
На заключительном, контрольном этапе, нами были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий. Детям предлагались для решения три сложные задачи на разностное сравнение: Задача 1. «За ужином дети съели 7 пирожков, после чего их осталось 11. На сколько больше пир ...