Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Страница 3

Р. Хенви, объединяя интеллектуальную, эмоциональную и нравственно-волевую сферы личности:

осознание неоднородности окружающего мира (в основе этого принципа – ценностное отношение к мнениям окружающих людей, терпимость, ненасилие)

осознание состояния планеты (в основе этого принципа – знание и понимание объективной ситуации на планете, в основе которой могут лежать истинно научные знания, прежде всего естественнонаучной направленности)

знание глобальной динамики (в основе – понимание мира как единой целостной системы, в которой любое изменение вызвано целым рядом причин. Без знаний законов природы реализация этого принципа невозможна)

кросс-культурная грамотность (прежде всего это ценностная выработка ценностного отношения к культурам народов мира, частью которой является своя культура)

осознанный выбор (предполагается, что на основе полученных знаний о мире, выработанных ценностных отношений, человек способен принять решение и совершить поступок, который не будет вступать в противоречие с ценностными смыслами, принятыми в обществе).

Например, проблему глобального подхода в преподавании астрономии и поли- и кросскультурных аспектов при изучении истории астрономии, взаимодействие человека и вселенной рассматривает Е.Б. Гусев.

Развитие у учащихся личностного отношения к содержанию материала, способности и потребности оценивать, использовать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, опираясь на целостность мироустройства зависит также и от отношения учителя к преподаваемому предмету и к ученикам. Педагогическая практика и многочисленные исследования показывают, что отношение учащихся к конкретному предмету в значительной степени определяется их отношением к учителю, ведущему его.

Оптимальным стилем общения педагога является демократический стиль, сочетающий в себе гуманное отношение к учащимся, предоставляющий им свободу выбора и привлекающий сотрудничать. Здесь, словами М.П. Щетинина, важен момент ВСТРЕЧИ между учителем и учеником, а любовь к ученику и творчество является сущностью учительства (О.А. Казанский). «Любовь – это процесс, то есть смена состояний, и чтобы подняться до любви, возможно, следует пройти несколько стадий: - привлечь внимание к себе; - заинтересовать собой; - увлечь собой; - придти к сотрудничеству; то есть подняться по нескольким ступенькам отношений». И тогда в приобщении к Красоте, Истине, Добру с помощью СО-страдания, СО-действия, СО-творчества в СО-БЫТИИ и атмосфере доверия ученик «достигает успеха – именно это и есть Любовь», и его успех – успех работы учителя, жизни учителя.

Посредственный учитель учит.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Артур Уорд

О том, что для успешного формирования мировоззрения у учащихся необходимо не только усвоение знаний о мире, но и формирование готовности использовать полученные знания в последующей познавательной и преобразующей деятельности, написано уже в книге «Формирование научного мировоззрения учащихся» 1985 года издания. В условиях того общества можно было «формировать целостное мировоззрение на каждом уроке, при изучении любой темы и раздела», поскольку общество было однородным. Требования к учителю: знание закономерностей становления мировоззрения и умение использовать их в практике учебно-воспитательной работы, владение внутри- и межпредметными связями, преподнесение существующих (и искусственно созданных) связей между изучаемыми явлениями и фактами с учетом их важности оставались сейчас теми же, однако в книге уже обращено внимание на превращение в формализм формирования мировоззрения школьников при «ограниченном подход учителя к содержанию обучения», но «творчество, любовь к детям, желание взаимодействовать и творить обязательно принесут результат».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Уголок природы в подготовительной к школе группе
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. ...

Самостоятельная работа и её роль в формировании знаний учащихся при изучении курса «Окружающий мир»
Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в малокомплектной школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности. Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирова ...

Объекты окружающего мира и информация
Окружающий человека мир состоит из тел живой и неживой природы. Некоторые из них вам хорошо известны (вода, яблоко, Луна, собака, обезьяна и т.д.), но еще многие из них вы будете познавать на протяжении всей своей жизни. В окружающем мире постоянно происходят изменения, которые называют явлениями. ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru