Р. Хенви, объединяя интеллектуальную, эмоциональную и нравственно-волевую сферы личности:
осознание неоднородности окружающего мира (в основе этого принципа – ценностное отношение к мнениям окружающих людей, терпимость, ненасилие)
осознание состояния планеты (в основе этого принципа – знание и понимание объективной ситуации на планете, в основе которой могут лежать истинно научные знания, прежде всего естественнонаучной направленности)
знание глобальной динамики (в основе – понимание мира как единой целостной системы, в которой любое изменение вызвано целым рядом причин. Без знаний законов природы реализация этого принципа невозможна)
кросс-культурная грамотность (прежде всего это ценностная выработка ценностного отношения к культурам народов мира, частью которой является своя культура)
осознанный выбор (предполагается, что на основе полученных знаний о мире, выработанных ценностных отношений, человек способен принять решение и совершить поступок, который не будет вступать в противоречие с ценностными смыслами, принятыми в обществе).
Например, проблему глобального подхода в преподавании астрономии и поли- и кросскультурных аспектов при изучении истории астрономии, взаимодействие человека и вселенной рассматривает Е.Б. Гусев.
Развитие у учащихся личностного отношения к содержанию материала, способности и потребности оценивать, использовать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, опираясь на целостность мироустройства зависит также и от отношения учителя к преподаваемому предмету и к ученикам. Педагогическая практика и многочисленные исследования показывают, что отношение учащихся к конкретному предмету в значительной степени определяется их отношением к учителю, ведущему его.
Оптимальным стилем общения педагога является демократический стиль, сочетающий в себе гуманное отношение к учащимся, предоставляющий им свободу выбора и привлекающий сотрудничать. Здесь, словами М.П. Щетинина, важен момент ВСТРЕЧИ между учителем и учеником, а любовь к ученику и творчество является сущностью учительства (О.А. Казанский). «Любовь – это процесс, то есть смена состояний, и чтобы подняться до любви, возможно, следует пройти несколько стадий: - привлечь внимание к себе; - заинтересовать собой; - увлечь собой; - придти к сотрудничеству; то есть подняться по нескольким ступенькам отношений». И тогда в приобщении к Красоте, Истине, Добру с помощью СО-страдания, СО-действия, СО-творчества в СО-БЫТИИ и атмосфере доверия ученик «достигает успеха – именно это и есть Любовь», и его успех – успех работы учителя, жизни учителя.
Посредственный учитель учит.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Артур Уорд
О том, что для успешного формирования мировоззрения у учащихся необходимо не только усвоение знаний о мире, но и формирование готовности использовать полученные знания в последующей познавательной и преобразующей деятельности, написано уже в книге «Формирование научного мировоззрения учащихся» 1985 года издания. В условиях того общества можно было «формировать целостное мировоззрение на каждом уроке, при изучении любой темы и раздела», поскольку общество было однородным. Требования к учителю: знание закономерностей становления мировоззрения и умение использовать их в практике учебно-воспитательной работы, владение внутри- и межпредметными связями, преподнесение существующих (и искусственно созданных) связей между изучаемыми явлениями и фактами с учетом их важности оставались сейчас теми же, однако в книге уже обращено внимание на превращение в формализм формирования мировоззрения школьников при «ограниченном подход учителя к содержанию обучения», но «творчество, любовь к детям, желание взаимодействовать и творить обязательно принесут результат».
Еще о педагогике:
Образование как способ мышления
Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, т.е. законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, ...
Как педагогическая наука связана с другими науками о человеке
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук — причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности прак ...
Сущность понятий технология и технологическое образование
Технология – это определенная последовательность производственных операций, действий, обеспечивающих изготовление какой – либо продукции заданных параметров, качеств. Технология занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью изучения и использования наиболее эфф ...