Основные компоненты мировоззрения личности всегда оказывают существенное влияние на их носителя, регулируют его общественную деятельность, мышление, чувства, качество и направленность практической преобразующей деятельности. Формирование взглядов, убеждений, идеалов личности обусловлено главным образом ее активной познавательной и практической деятельностью. Мировоззрение и его формирование у учащихся определяет само содержание учебных предметов — естественнонаучных и гуманитарных, трудового обучения и профориентации. В них заключены научно и педагогически обоснованные, систематически изложенные знания о природе, обществе и человеке, знания политике, морали и культуре, определяется система практических навыков и умений, необходимых для оптимального включения воспитуемого в общественную практику и жизнь.
Отбор и определение содержания учебных предметов в школе осуществляется на основе государственного образовательного стандарта и инновационные программ. В содержании учебных предметов должны быть представлены знания о мире, соответствующие современному уровню научного познания. Считаем нужным отметить, что в подготовке Человека XXI века особую роль играет концепция глобального образования, центральной задачей которой является формирование в сознании людей целостной (холистской) картины мира. Директор Европейского центра образования ЮНЕСКО И. Савицкий, говоря в переориентации в современном образовании, отметил, что «есть смысл современную картину мира заменить» на холистско-эмерджентнцю или синергетически-эволюционную. При этом происходит замена ключей: парадигмой становится «биосфера Земли как единое целое, которое стремится к ноосфере или гибнет». Учёные, занимающиеся концепцией глобального образования (А.П. Лиферов, Я.М. Колкер, И.Ю. Алексашина и др.) подчёркивают, что формирование нового типа мышления, связанного с осознанием глобальных проблем современности (духовный вакуум, экологический кризис и др.), с пониманием своего места и роли жизни на планете, связывается с новыми подходами к образовательной деятельности, с изменением содержания и методов обучения. «Холистская картина мира может отразить действительность во всей её сложности, раскрыть взаимозависимость природных, социальных… систем. Иными словами, целостная картина мира в наибольшей степени соответствует нынешнему состоянию мировой культуры и готовит индивида к взаимодействию с информационным космосом» (А.П. Лиферов). Сложность содержания учебных предметов определяется в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Выдерживается принцип «от простого к сложному». В связи с этим содержание предметов располагает огромным потенциалом для формирования мировоззрения, представлений и взглядов воспитуемых на природную и социальную среду.
В процессе изучения основ наук о природе, обществе и познании в свете задачи глобального образования – формирования целостного мировосприятия – важнее сделать акцент именно на ценностно-смысловых ориентирах. Существенной представляется задача развития ценностного отношения учащихся ко всему живому на основе познания уникальности каждого живого организма, развития представления о единстве мира и его многообразных формах существования.
Действительно целостное, действенное мировоззрение предполагает гармоничное сочетание знаний, отношений и действий. Обратив их в вершины классического треугольника (рис. 1), заметим, что если одна из вершин будет увеличиваться по отношению к другим, то это приведёт к деформации не только геометрической фигуры, но и личности, заключающей в себе целостность знаний-отношений-действий. Поступок только тогда будет грамотным, когда он подкреплён системой знаний об окружающем и пронизан ценностными смыслами.
Еще о педагогике:
Сущность методической деятельности педагога
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность. Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, методическая деятел ...
Теория линий второго порядка и использования ИКТ в обучении
Понятие линии второго порядка в аналитической геометрии Аналитическая геометрия описывает свойства линий на плоскости через их уравнения. В аналитической геометрии систематически исследуются так называемые алгебраические линии второго порядка (эти линии в декартовых прямоугольных координатах опреде ...
Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка
Психологи отмечают взаимосвязь всех этих психических функций. Л.С. Выготский писал: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящие в действие». А восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплано ...