Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
Словесно - логическое мышление
– это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений.
Теоретическое понятийное мышление
- это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно, не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи сначала до конца в уме, выраженное в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Понятие
– это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.
Суждение
– это форма мышления, при которой что–то утверждается или отрицается.
Умозаключение
– это форма мышления, позволяющая сделать вывод из ряда суждений.
Теоретическое образное мышление
- отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
Дискурсивное мышление (рассудочное) -
мышление, носящее рассудочный характер основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждая из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискуссионное мышление приводит к выводному знанию.
Алгоритмическое мышление
- осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Эвристическое мышление
- творческое решение нестандартных задач.
Мышление практическое
– мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени.
Мышление теоретическое
– мышление направлено на открытие законов, свойств объектов.
Мышление творческое
– характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются:
Анализ -
это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.
Синтез -
есть построение целого из аналитически заданных частей.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Результаты анализа объединяются, синтезируются. Синтез объединяет элементы, части, на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.
Классификация –
заключается в отнесении единичного объекта или явления к соответствующей общей группе на основе существенных и общих признаков.
Абстракция
- это выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.
Еще о педагогике:
Использование
дидактического ресурса кабинета информатики в условиях реализации различных
форм обучения информатике
Одним из основных принципов в дидактике был и остается принцип активности ученика в процессе обучения. Этот принцип подразумевает качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальны ...
Причины нарушений осанки
Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые: 1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенк ...
Нарушения письменной речи у учащихся
Процесс овладения грамотой чаще всего понимается как усвоение определенного перечня буквенных образов и умение связывать буквы в слоги, слова в предложения. При чтении предполагается умение воспринять готовые буквенные сочетания, при письме – умение самостоятельно их составлять. Поэтому многие мето ...