Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности

Статьи о педагогике » Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения » Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности

Страница 1

Работа по оптимизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением имеет свои особенности, которые определяются психофизическим состоянием детей выделенной категории, т.е. особенностью их дефекта.

В своей работе по оптимизации двигательной активности детей выделяю два направления:

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики.

Эти направления реализую через совершенствование развивающей двигательной среды.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения, и когда началась коррекционная работа.

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Между зрением и осязанием, как известно, много общего – с точки зрения той информации, которую они дают. Еще Павлов отмечал, что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения. Подобную коррекционную работу провожу на специальных (индивидуальных и подгрупповых) коррекционных занятиях и коррекционные упражнения включаю в содержание различных занятий (ИЗО, физкультура, развитие речи и т.д.), в играх.

На индивидуальных занятиях учу ребенка рациональным приемам обследования предметов – работать обеими руками. Руки действуют несинхронно, если это не симметричный предмет: правая рука действует как поисковая, а левая – как контролирующая.

Первый этап – ознакомление, беглое обследование.

Второй этап – выделение существенных, главных признаков обследуемого объекта, его частей и их расположения относительно друг друга.

При обследовании путем осязания обязательно обговариваем последовательность движения рук, используем ощупывание, нажатие, постукивание об стол, при этом характеризуем качества и свойства предмета (мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). для закрепления навыков осязательного восприятия играем в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь, что там лежит», « Найди такое же (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной ( круглой, квадратной и т.п.) формы».

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

Лепка. Во время лепки особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движение руки пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Роль речевого этикета в англоязычном обществе
Искусное владение речевым этикетом есть признак благовоспитанного человека, а благовоспитанность, равно как и другие достоинства личности, высоко ценится в порядочном обществе. Английский речевой этикет имеет давние и очень авторитетные традиции – всякое отклонение от речевого этикета воспринимаетс ...

Запуск и завершение работы прикладной программы
Для работы с различными видами информации используются прикладные программы. С помощью их решаются такие простые задачи, как подготовка текстов, создание рисунков, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов. Прикладные программы используются и для решения более сложных задач. Например, для выполн ...

Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru