Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения

Статьи о педагогике » Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Год от года увеличивается количество взрослых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, что является прямым следствием гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но она становится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве.

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.

Стоит отметить, что в настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10%. Здесь имеется в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (в данном случае, детских садах).

В настоящей квалификационной работе речь идет о детях, имеющих нарушения органов зрения. Благодаря зрению человек получает огромное количество информации об окружающем мире. О цвете, форме, величине предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними человек узнает прежде всего с помощью зрения. Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, для развития его двигательной сферы, для усвоения социального опыта. Зрительное, или как говорят визуальное (от латинского visualis – зрительный) восприятие играет существенную роль в познании человеком мира, в формировании различных видов его деятельности, в установлении контактов с другими людьми. Дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются рядом особенностей. Так, большие сложности у них возникают в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении: нарушается гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что несомненно, влияет на развитие не только форм мышления, но и на их двигательную деятельность в целом. Существенные изменения в развитии двигательной функции и в ориентировке в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движений. Детей затрудняет овладение такими движениями как ходьба и бег, они испытывают сложности при выполнении физкультурных упражнений.

Если исходить из научных положений о том, что недостаточный объем двигательной активности приводит к значительным негативным последствием в формировании растущего детского организма, то есть необходимость более детально рассматривать необходимость повышения и оптимизации двигательной активности у детей выделенной категории с учетом их психофизического состояния.

Исходя из актуальности выше обозначенных подходов к здоровью этих детей была обозначена тема настоящей квалификационной работы «Актуальность двигательной активности детей с нарушениями зрения».

Цель работы – изучение проблемы повышения и оптимизации двигательной активности детей, имеющих нарушения зрения, с учетом их психофизических характеристик.

Задачи работы:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме активизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением.

Осуществить отбор оптимальных и целесообразных методов и приемов физического воспитания при работе с детьми выделенной категории по повышению двигательной активности в соответствии с их состоянием здоровья и особенностей имеющегося дефекта.

Разработать рекомендации для родителей по оптимизации двигательной активности детей, имеющих нарушения в развитии зрительного анализатора, в условиях семейного воспитания с учетом принципа преемственности в образовании и оздоровлении детей между дошкольным учреждением и семьей.

Предмет квалификационной работы – особенности оптимизации двигательной активности детей с нарушенным зрением.

Субъект – дети дошкольного возраста: фактически: 2004-05 уч.год.- 14 человек – 1 средняя группа

Гипотеза - есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут положительные изменения в физическом развитии в целом, и в частности, повысится двигательная активность детей, имеющих нарушения зрения, посредством использования специально разработанных мероприятий и соответствующей развивающей предметной среды по оптимизации двигательной активности, а также при построении индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающими изучение дефекта каждого ребенка.

Еще о педагогике:

Понятие "быстрого чтения"
В одной из заметок "Литературная газета" писала: "Пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. Объясняя сущность своего метода, Блохин сказал: "Я никогда не задумываюсь над прочитанным"". Люди читают сотни веков, но только в наше время со все ...

Содержание работы по развитию лексикона дошкольников
На основе анализа результатов, полученных в ходе исследования, нами были поставлены следующие задачи: Расширять словарный запас. 1.Вводить в активный лексикон детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.) 2.Уточнять обобщающие понятия. 3.Расши ...

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово – это такая единица язы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru