Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Статьи о педагогике » Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр » Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Страница 1

Мышление

– одно из высших психических проявлений; процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (творчество, интеллектуальные упражнения, решение проблем). Считается, что в каждом случае человек пользуется мышлением. Виды мышления имеют следующие особенности:

· Мышление символично (в нем участвуют слова и образы).

· Процесс мышления не поддается наблюдению, но его существование выводится через логические умозаключения.

· В процессе мышления происходит манипуляция с неким смысловым содержанием.

Мышлением

называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.

По определению Леонтьева А.Н.: « Мышление – процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую степень человеческого познания».

Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

В чем же суть мышления? Во-первых: мышление есть опосредованное познание. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

1. когда непосредственное познание, невозможно из-за совершенства наших анализаторов;

2. когда непосредственное познание невозможно в силу временных, пространственных, технических ограничений, так как мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего мира, вплоть до невидимого и не представляемого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

3. когда непосредственное познание возможно, но не рационально.

Во-вторых: мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Благодаря мышлению мы можем понять причинно – следственные связи, как в природе, так и в обществе.

В-третьих: мышление есть обобщенное познание действительности.

Функция мышления

– расширение границ познания путем выхода за предмет чувственного восприятия.

Задача мышления

– раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. При этом выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действительное мышление

- процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Наглядно-образное мышление

– один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью этого вида мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно виденье предмета с нескольких точек зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Изучением проблемы творческих способностей и творч ...

Особенности проведения экскурсий во внеурочное время
Задачами данного параграфа являются: 1. Раскрыть содержание понятий «экскурсия», «внеурочное время». 2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий с первоклассниками. Прежде чем раскрыть особенности экскурсий и рассмотреть, с какой целью они проводятся, мы раскроем содержание основных ...

Клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с ЗПР
Особенностью задержки психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. У детей с задержкой психического развития отсутствует инертность пс ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru