Обобщение
выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация
выступает как операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения – понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления – анализа и синтеза.
На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Мыслительный процесс классификации также играет важную роль в развитии познавательной деятельности дошкольников: он закрепляет представления об отдельных предметах в их признаках и свойствах, об общих группах предметов, тем самым способствует развитию логического мышления, приводит знания в определенный порядок, подготовляя к систематическому школьному обучению.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления:
1. наглядно - действенное (сенсомоторное) 0-4 лет
2. наглядно - образное 2-7 лет
3. абстрактно-логическое. 5-10лет
.Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включает подлинную умственную активность детей в любой вид их деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка героя книги и в рисование с натуры или по представлению. Эта разнообразная деятельность детей требует всегда основного и общего процесса – анализа – синтеза.
Первый шаг в развитии основного мыслительного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится все более и более дробным, тонким и обобщенным.
Развитие мышления (в плане освоения самого процесса) сказывается в том, что:
1. анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным;
2. один и тот же предмет подвергается анализу в разных направлениях;
3. ребенок овладевает анализом – синтезом как общим методом умственной деятельности.
Так же одной из форм мышления является речь. В речи мысль не только формируется, но и развивается.
Таким образом, мышление является процессом производства умозаключений с логическими операциями над ними.
Существуют различные методы, с помощью которых человек производит мыслительные операции и действия:
Метод проб и ошибок
зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит – накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и их результатами.
Метод фокальных объектов
– метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Для тех, у кого развито воображение и фантазия.
Метод контрольных вопросов:
Осведомительные
– цель: получение новой информации.
Контрольные
– направленные на проверку знаний.
Наводящие
– на решение проблемы, вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию.
Проблемные
или развивающиевопросы, побуждающие думать.
Занимательные
Еще о педагогике:
Уголок природы в подготовительной к школе группе
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. ...
Особенности работы персонала в период адаптации
детей раннего возраста к детскому учреждению
Первая трудность, с которой сталкиваются и родители и воспитатели в яслях это проблема адаптации к детскому учреждению. Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются не готовыми к детскому саду. Отсу ...
Характеристика возрастных особенностей старшего школьника
«Годы юности – самые трудные годы». Иммануил Кант Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развитая. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического в ...