Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Статьи о педагогике » Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр » Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Страница 3

Обобщение

выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация

выступает как операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения – понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления – анализа и синтеза.

На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.

Мыслительный процесс классификации также играет важную роль в развитии познавательной деятельности дошкольников: он закрепляет представления об отдельных предметах в их признаках и свойствах, об общих группах предметов, тем самым способствует развитию логического мышления, приводит знания в определенный порядок, подготовляя к систематическому школьному обучению.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления:

1. наглядно - действенное (сенсомоторное) 0-4 лет

2. наглядно - образное 2-7 лет

3. абстрактно-логическое. 5-10лет

.Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включает подлинную умственную активность детей в любой вид их деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка героя книги и в рисование с натуры или по представлению. Эта разнообразная деятельность детей требует всегда основного и общего процесса – анализа – синтеза.

Первый шаг в развитии основного мыслительного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится все более и более дробным, тонким и обобщенным.

Развитие мышления (в плане освоения самого процесса) сказывается в том, что:

1. анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным;

2. один и тот же предмет подвергается анализу в разных направлениях;

3. ребенок овладевает анализом – синтезом как общим методом умственной деятельности.

Так же одной из форм мышления является речь. В речи мысль не только формируется, но и развивается.

Таким образом, мышление является процессом производства умозаключений с логическими операциями над ними.

Существуют различные методы, с помощью которых человек производит мыслительные операции и действия:

Метод проб и ошибок

зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит – накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и их результатами.

Метод фокальных объектов

– метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Для тех, у кого развито воображение и фантазия.

Метод контрольных вопросов:

Осведомительные

– цель: получение новой информации.

Контрольные

– направленные на проверку знаний.

Наводящие

– на решение проблемы, вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию.

Проблемные

или развивающиевопросы, побуждающие думать.

Занимательные

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Теоретические основы развития орфографической зоркости в процессе словарной работы на уроках русского языка
Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически-грамотного письма. От того, насколько полно будут сформированы навыки правоп ...

Контроль как функция управления дошкольным образованием
Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей. Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения инфор ...

Принцип наглядности обучения
Принцип наглядности обучения - опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие научные закономерност ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru