Получение знаний – обязательное условие развития мышления детей. Одни знания дети получают из общения со взрослыми, другие из собственной деятельности. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по принципу внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия, то есть наглядно – действенное мышление, либо со знаками – словами, числами, то есть логическое мышление.
Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий – знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить понятия, закрепленные в словах.
Обучение в детском саду должно быть направлено на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Под математическим развитием дошкольников
понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и умственной деятельности детей.
Виды деятельности – способы обследования, счет, объективные последовательные действия, которые должен выполнить ребенок для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух множеств, накладывание меры.
На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важной задачей является развитие у них мышления и речи (овладение математической терминологией). Развитие начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными и условием задачи.
Различные умственные задачи: (составление фигур и их видоизменение, нахождение путь решения) – реализуются средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.
Разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:
· Развлечения
· Математические игры и задачи
· Развивающие игры и упражнения (дидактические)
Еще о педагогике:
Методика формирования пространственного мышления учащихся
основной школы при изучении элементов геометрии
Известно, что геометрия как наука, первоосновы которой излагаются в школе, имеет своим предметом изучение пространственных форм и отношений реального мира. Научное познание этих форм и отношений возможно при наличии у человека развитого мышления и воображения. Такие качества приобретаются жизненным ...
Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности
Именно учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств. Об определяющей роли учите ...
Специфика системы взаимоотношений “учитель – ученик”
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительность. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ ...