Психологическая служба в лицее N 3 существует с 1991 года. Школьные психологи являются связующим звеном между психологической наукой и школьной практикой. В процессе становления службы определились основные функции ее деятельности: 1.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и управления. 2. Повышение психологической компетентности учителя.
Система психолого-педагогического сопровождения представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:
· изучение личности учащегося;
· создание социально-психологических условий для развития личности, успешности обучения ;
· непосредственная психолого-педагогическая помощь ребенку.
Создание системы психолого-педагогического сопровождения возможно было при условии: - наличие потребности школы в этой деятельности;
- осознание психологом школьных проблем и своего места в их разрешении;
- рост профессионализма психолога;
- рост психологической культуры педагогов;
- укрепление психологической службы постоянными кадрами.
Система психолого-педагогического сопровождения включает традиционные направления работы: психологическое просвещение, диагностика, консультирование и коррекционно-развивающая работа. В первые годы существования психологической службы в школе большое внимание уделялось диагностике, которая использовалась, прежде всего, как психологическая информация о ребенке. Сейчас же акцент в деятельности сместился: приоритетным направлением становится коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности развития социально-психологической (проблемы социальной дезадаптации); личностной (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкое самоуважение, низкая учебная мотивация и т.д.); познавательной (трудности в обучении) сферы.
В распоряжении психолога имеются психодиагностические инструменты, позволяющие дать психологическую характеристику, объяснить внутренние причины проблем, возникающих у ученика. Но для постановки психологического диагноза требуется получение жизненных данных, то есть фактов, характеризующих учебную деятельность и поведение ученика в обычных, естественных условиях. Дополнить результаты диагностического обследования может педагог и родители ученика. Психолог участвует в составлении программ развития, осуществляет терапевтическое консультирование, приглашает ученика на коррекционно-развивающие занятия. Но оказание помощи ученику осуществляется и в естественном течение учебно-воспитательного процесса. Такого рода воздействия осуществляются либо педагогами, либо родителями, либо теми и другими одновременно.
Только единство всех участников образовательного пространства- психолога, педагогов и родителей может дать ощутимый результат в решении тех или иных вопросов и обеспечить индивидуальное развитие личности школьника. Психолого-педагогическое сопровождение представляет систему мероприятий, в которую включены ученики в период обучения в лицее:
1 классы – готовность к обучению в школе; адаптация в школьной среде;
2 классы – адаптация учащихся; изучение познавательной сферы;
3-4 (выпускные классы) – готовность к обучению в школе второй ступени;
5 классы – адаптация к обучению в средней школе;
8 классы – адаптация учащихся к новым условиям в период острого подросткового кризиса и выбора профильного образования;
10 классы – психологическое здоровье учащихся.
Проблема преемственности обучения на разных ступенях по прежнему актуальна. Педагоги и психологи школы находятся в состоянии постоянного поиска – как облегчить переход детей из начальной школы в пятые классы, из общеобразовательных классов в лицейские, как сделать его более спокойным и радостным, как снять излишнее психическое напряжение, связанное с ситуацией адаптации и сохранить веру ребенка в себя и свои силы. Решение этой проблемы мы видим не только в оказании помощи дезадаптантам, но и в создании системы подготовки детей к переходу, когда он еще только предполагается.
Наиболее значимым фактором, обеспечивающим успешность дальнейшего обучения учащихся после школы 1 ступени, является сформированная учебная деятельность. Начиная с первого класса учителя начальной школы последовательно формируют все ее компоненты. Ученик, хорошо владеющий навыками учебной деятельности, может достаточно успешно адаптироваться в условиях пятого класса, когда вместо одного учителя его будут обучать несколько педагогов с различными стилями деятельности.
Еще о педагогике:
Периодизация русской риторики
Изучение времени создания учебников риторики, их содержания и стиля позволило открыть прямую связь с изменениями в истории русского общества, его идеологическими и экономическими преобразованиями. Поскольку риторика отражает стиль жизни общества, предлагает образ мысли и слова, она прямо связана с ...
Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей
младших школьников
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Изучением проблемы творческих способностей и творч ...
Идеологический фундамент Российской школы
В этой связи одна из главных задач - осмысление нового идеологического заказа общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента, формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки, обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие человека. Реше ...