Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала

Статьи о педагогике » Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала » Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала

Страница 6

Формирование нравственных ценностных ориентации - длительный процесс, начинающийся в период дошкольного детства.

Особенности формирования ценностных ориентации дошкольников включают в себя совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты процесса.

Педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентации, выступают: учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников (приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, необходимость совместной со взрослыми оценочной деятельности, опора на продуктивное воображение дошкольников); комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы дошкольников, создание благоприятной психологической атмосферы; использование экскурсий как средства познания дошкольниками истории и культуры родного края и развития их эмоциональной отзывчивости, краеведческого материала с целью формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников; ориентация на развитие таких интегративных качеств дошкольников как «любознательный, активный», «эмоционально-отзывчивый»; активное включение в данный процесс детей, педагогов и родителей.

Огромная роль в формировании нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников на основе краеведческого материала принадлежит экскурсиям, которым в образовательном процессе дошкольного учреждения отводится большое место не только как формам организации непосредственной образовательной деятельности дошкольника, но и как средству познания окружающей действительности: природы, труда взрослых, истории и культуры родного края. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы, развивается такое интегративное качество как «эмоциональная отзывчивость», «любознательность», формируются нравственные ценностные ориентации.

На экскурсии дети наблюдают не только окружающую природу, но знакомятся с трудом людей в разные времена года.

Экскурсии выступают как средство познания не только природы, ближайшего окружения, но и как средство познания истории и культуры родного края. Любой город, любое маленькое поселение, деревня имеет свою историю, свою корпоративную культуру (культуру принятую именно в этом поселении, среди его населения). На экскурсиях дети знакомятся с памятниками своего города, деревни; проходят по дорогам боевой славы своих дедов и прадедов; знакомятся с народными традициями, обрядами родного края, его населением, что, несомненно, оказывает влияние на формирование нравственных ценностных ориентаций и отношений у дошкольников и в этом неоспорима роль экскурсий в образовательном процессе дошкольного учреждения.

На основе положений теоретической части исследования мы приступили к опытно-экспериментальной работе.

Цель исследования опытно-экспериментальной работы – создать и апробировать педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала, определить роль экскурсий в образовательном процессе ДОУ и эффективность их влияния на формирование нравственных ценностей ориентаций старших дошкольников и глубину познания дошкольниками истории и культуры родного края.

База опытно – экспериментальной работы: старшая группа МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Тополек» п. Палкино. В эксперименте приняло участие 10 детей- экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три взаимосвязанных между собой этапа. На первом этапе (констатирующий этап эксперимента) целью было выявить ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста и уровень их знаний о культуре и истории поселка.

На втором этапе (формирующий этап эксперимента) стояла цель разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию нравственных ценностных ориентаций и повышению знаний детей об истории и культуре родного поселка.

Цель третьего этапа (контрольный этап эксперимента) - определить динамику формирования нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детьми истории и культуры родного поселка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще о педагогике:

Теоретические основы развития орфографической зоркости в процессе словарной работы на уроках русского языка
Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически-грамотного письма. От того, насколько полно будут сформированы навыки правоп ...

Теоретические проблемы программированного обучения и методика составления обучающих программ Талызиной Н.Ф
В данной работе мы рассмотрим две работы «Теоретические проблемы программированного обучения» и «Методика составления обучающих программ» Талызиной Н.Ф. Программированное обучение - организация учебного процесса по определённой обучающей программе. Программированное обучение появилось в результате ...

Виды заданий по формированию словоизменения
Составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят в начальной форме); вставка в предложения пропущенных слов; определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru