Как известно, одними из составляющих педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются формы и средства воспитания и обучения. Основной формой обучения дошкольников до введения в действие Федеральных государственных требований дошкольного образования являлось занятие. Система занятий в дошкольном учреждении в педагогической практике дополнялась рядом других форм организации обучения. К таким формам относятся экскурсии.
В то же время, экскурсия выступает и как одно из средств воспитания и обучения, т.е. приемом, способом познания дошкольниками окружающей действительности, формирования нравственных ценностных ориентаций, воспитания бережного отношения к природе, труду и, в т.ч. интереса к истории и культуре родного края.
В каждом из этих случаев, по мнению С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др., экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:
повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;
- реализуется принцип наглядности обучения;
расширяется технологический кругозор воспитанников; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;
экскурсии играют значительную роль в ознакомлении дошкольников в историей родного города, его традициями, обрядами, культурой.
В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении полученных знаний. По своему предметному содержанию они разделяются на производственные (например, экскурсия на завод художественных изделий), естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.
Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе несколько направлений работы с дошкольниками. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскурсиях воспитанник получает возможность ознакомиться и изучать объекты в их целостности, способность к формированию нравственных ценностных ориентаций.
Успех любой экскурсии зависит от тщательной подготовки педагога. В содержание подготовки входит глубокое изучение воспитателем объекта экскурсии, место ее проведения.
В подготовку входит и определение цели, задач и содержания экскурсии, продумывание способов вовлечения воспитанников в активное участие в процессе экскурсии, активное восприятие окружающего, иногда привлечение к показу и рассказу специалистов, которым необходимо заранее дать соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии необходимо обратить особое внимание.
Большое значение при подготовке проведения экскурсии имеет готовность дошкольников к восприятию материала экскурсии. С этой целью воспитателю необходимы знания об уровне усвояемости предыдущего материала дошкольниками, их возрастных и индивидуальных особенностях, приемов мотивации на активное восприятие и т.д.
План экскурсии разрабатывается воспитателем. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняется содержание экскурсии, порядок и правила поведения детей на экскурсии. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в дальнейшем по итогам экскурсии дети могут отразить свои впечатления в рисунках. Аппликации, конструировании, а также в сюжетно-ролевых играх. Экскурсия является одним из самых эффективных средств познания дошкольниками окружающей действительности, формирования нравственных ценностных ориентаций, где на конкретном материале дети получают не только конкретные знания, но и возможность выбора между «хорошим и плохим», возможность приблизиться к природе.
Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу».
И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности».
Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повторные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном.
Исследования советских ученых убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей, возможность показать свое ценностное отношение к познаваемому объекту. Ознакомление дошкольников с окружающим — первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.
Еще о педагогике:
Содержание работы по развитию мелкой моторики и зрительно–двигательной
координации на формирующем этапе
В течение одного года мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста (40 человек) естественный эксперимент, задачи которого заключались в следующем: 1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом: – развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; – развивать точ ...
Этапы проектной деятельности
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления получен ...
Миссия воспитателя в дошкольном
учреждении
Все звенья сферы образования, в частности дошкольного, первостепенной задачей воспитания подрастающего поколения считают его разностороннее развитие. Успешность решения этой задачи зависит от многих условий, прежде всего от тех людей, кто ее реализует. В современном мире невозможно воспитать ребенк ...