В старших группах следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними.
Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.
Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.
Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспитателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.
При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. В каждом дошкольном учреждении следует определить природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми той или иной возрастной группы, а также наметить объем знаний, которые должны усвоить дети. Как отмечает С.Н. Николаева, «при планировании системы экскурсий рекомендует придерживаться следующих принципов: они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса; повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги; постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление, и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь меж, ними».
На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается оббьем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.
При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечение доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, ; в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в посевных работах в саду, парке и т. д.
Этапы экскурсии:
Первый этап — подготовительный. Как указывает его название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.
Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов — это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:
нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
В ходе экскурсии в природу значительное место занимает выше детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, я которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного мат предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для п оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, проводится игра «Найди дерево по листу» (старшая группа), после знакомства с огородными культурами — игра «Узнай по описанию» (средняя группа).
Третий этап экскурсии – заключительный. Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно- образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Еще о педагогике:
Нейропсихологические механизмы письменной речи
Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности человека, а также то, что язык – это динамическая система которая формируется постепенно в связи с нейрофизиологическими закономерностями развития всех функциональных систем организма. Формирование функци ...
Особенности работы психолога в ВУЗе
Руководствуясь проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации», психологическая служба-центр (или сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов), реализуется, как осуществление социально-психологической поддержки студентов, препода ...
Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском
оздоровительном лагере
Работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и воспитания в разнообразной увлекательной дли них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения вз ...