Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства.
Огромная роль принадлежит экскурсиям в познании дошкольниками истории и культуры родного города, формированию нравственных ценностных ориентаций на основе краеведческого материала.
Родина, родной край, по мнению И.Д. Зверева,- понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, одна из основных базовых ценностей человеческой культуры.
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественным образом входить в целостный образовательный процесс ДОУ.
С точки зрения И.А. Рыбаловой, «при введении краеведческого материала в работу с детьми необходимо учитывать принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому культурно-историческим фактам». Ею разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Знакомство дошкольников с родным городом будет осуществляться успешнее, как считает И.А. Рыбалова, при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем: через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, художественную деятельность и другие виды деятельности.
Большое место в образовательном процессе дошкольного учреждения отводится знакомству детей с произведениями устного народного творчества, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством.
Посещение музеев поможет привлечь детей к постижению многовековых традиций культуры своего народа. Главным в этом процессе является своеобразный диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего. Сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов (для дошкольников). После занятия необходимо предоставить возможность детям выразить свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.
Работа И.А. Рыбаловой по ознакомлению детей с родным городом представлена тремя этапами, с учетом возрастного подхода к развитию детей дошкольного возраста.
Рассмотрим подробнее цели и задачи, которые, с точки зрения Н.Н. Рудаковой, Н.А. Рыбаловой, стоят перед воспитателем по ознакомлению детей с родным городом(поселком).
Основными целями являются:
-изучение истории города (поселка), его героического прошлого и настоящего;
-осознание ценности памятников и памятных мест города (поселка);
формирование гражданской позиции, ценностных орентаций;
- воспитание положительно-созидательного отношения ребенка ко всему окружающему миру и к себе.
Основные задачи:
- углублять представления о доме – жилище человека, сформулировать понятия «сельский дом» - «городской дом»
- расширять и закреплять представления об улицах города, архитектуре;
- расширять понятие о городе, понятия «городской житель», «пскович». «псковитянка», «псковичка»;
- сформировать знания о символах города: гимн и герб г. Пскова; его памятниках, достопримечательностях, праздниках города.
Во время экскурсий, целевых прогулок необходимо показать и рассказать детям, что делают горожане, чтобы сохранить памятники города (реставрационные работы, благоустройство территории вокруг памятников), далее, как отмечает Н.А. Рыбалова, необходимо педагогу обращать внимание детей на разнообразие улиц г. Пскова, выделять общее, что присуще улице. Желательно совершать небольшие экскурсии для ознакомления с трудом взрослых: на почту, в аптеку, библиотеку, в ателье, химчистку и др. и постепенно подвести детей к пониманию того, что все в городе делается для жителей города, каждый человек на своем месте старается выполнять свою работу хорошо. Педагог обращает внимание на различный труд взрослых по благоустройству г. Пскова. Все жители г. Пскова любят свой город и многие делают, чтобы он был краше, чтобы всем в нем было приятно жить.
Из всего вышесказанного можно констатировать, что экскурсии являются одним из методов, средств, условий формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников на основе краеведческого материала, а также познания культуры и истории родного города (поселка).
Нравственные ценностные ориентации представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, определяющие избирательность его отношения, поведения и деятельности. Нравственные ценностные ориентации выступают в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.
Еще о педагогике:
Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших
школьников
Для диагностики и выявления предпочтения в телесмотрении методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось в двух средних общеобразовательных школах города Уфы - № 119 и № 31. для проведения исследования была заключена договоренность с учителями этих классов и распечатаны бланки ...
Изучение свойств определенного интеграла с помощью физических моделей
При изучении интеграла существенным является отбор свойств, которые необходимо знать ученикам. Их должно быть достаточно для рассмотрения приложений интеграла и в то же время не должны вводиться свойства, без которых можно обойтись в дальнейшем. Доказательство свойств при разных подходах к введению ...
Аппаратное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютера представляет собой набор технических устройств. В зависимости от выполняемых функций все устройства можно разделить на следующие группы: обработки информации; хранения информации; ввода информации; вывода информации; передачи информации. Процессор - устройство, пре ...