Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием. Ученые, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Матюшкин, В.Б. Ольшанский и многие другие, считают, что поведение человека обусловлено выбором конкретных ценностей, ориентацией на них, направленностью на те или иные ценности. В связи с этим в педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентации, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов. Система ценностных ориентации является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции.
В педагогической науке А.Г. Бабаян исследованы и определены условия для формирования эстетических ценностных ориентации, Л.И. Евдокимовой- экологических ценностных ориентации, гражданских ценностных ориентации -И.В. Вахрушевой. Д.П. Даянова рассматриваем проблему социокультурных ценностных ориентации, а О.Е. Зубов - национально-культурных ценностных ориентации. Свои исследования З.А. Болатова посвятила проблеме ценностных ориентации личной жизни, Г.А. Аргунова, Н.Г. Набиулина - духовно-нравственных ценностных ориентации, Т.В. Ромашкина - социально-нравственных ценностных ориентации, Э.В. Зауторова, В.В. Копусова - нравственных ценностных ориентации.
Ценностные ориентации тесно связаны с нравственными представлениями человека. Нравственные ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение личности к себе, к другим людям и миру в целом. Вместе с тем с изменением социокультурной среды ценностные ориентации личности также меняются, поэтому в периоды динамичного развития общества проблема формирования ценностных ориентации актуализируется.
Как отмечает Космачева Н.В., в настоящее время ученые пытаются определить особенности, условия, методы, средства формирования ценностных ориентации у взрослых, у студенческой молодежи, у старшеклассников, у подростков. С.Н. Галенко, С.Г. Гладнева, С.А. Куликова, P.P. Накохова, Е.В. Поленякина посвятили свои исследования формированию ценностных ориентаций у младших школьников. Вместе с тем, продолжает автор, в большинстве существующих исследований не затрагивается дошкольный возраст. Это объясняется традиционными представлениями классической педагогики о механизмах формирования ценностей, в которых особая роль отведена интеллектуальному компоненту.
Отсюда, представляется актуальным и значимым, что формирование ценностных ориентации начинается уже с дошкольного детства. Такое представление базируется на том, что ведущие зарубежные педагоги и психологи: А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др., а также отечественные: конца XIX - XX вв., такие как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина и др., придают особое значение дошкольному периоду и раннему детству в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов. Все названные выше ученые пришли к выводу, что процесс становления ядра личности - системы убеждений и ценностных ориентации - может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, более того, он наиболее интенсивно идет именно в дошкольном детстве.
Способность дошкольников «запечатлевать» нравственные нормы, ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного проведения позволяет осуществлять работу по формированию нравственных ценностных ориентации у детей, начиная с самого раннего возраста. Однако в психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и системно представлены педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников на современном этапе социокультурного развития общества.
Проведенный нами анализ проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников позволил выявить противоречия:
между значительным потенциалом современных научных теорий и подходов, актуализирующих значимость дошкольного детства в становлении личности, и недостаточным его использованием в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций;
между потребностью педагогической практики в выявлении и характеристике педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте и недостаточной их разработанностью в современной педагогике.
С учетом выявленных противоречий и практической значимости проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников на основе краеведческого материала», проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентации у детей старшего дошкольного возраста с использованием краеведческого материала?
Объект исследования – формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников.
Предмет исследования — формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников посредством краеведческого материала.
Цель исследования – выявить и апробировать психолого педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала.
Гипотеза исследования — мы полагаем, что формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала будет более успешным если:
- определены сущностные характеристики и особенности формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников;
- для формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников используется краеведческий материал;
- педагог ориентируется на развитие таких интегративных качеств дошкольников как «любознательный, активный», «эмоционально-отзывчивый»;
- педагог использует экскурсии как средства познания дошкольниками истории и культуры родного края и развития их эмоциональной отзывчивости;
- в процесс формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников включены дети, педагоги и родители.
Исходя из цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить содержание психолого-педагогической работы по формированию нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в современных основных общеобразовательных программах дошкольного образования на основе краеведческого материала.
Выявить педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала.
Определить роль экскурсий в формировании нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников и познании дошкольниками истории и культуры родного края.
Подобрать комплекс конспектов (развлечений, экскурсий, игр), направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников посредством краеведческого материала в разных видах детской деятельности.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач на различных этапах исследовательской работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования; сравнительный анализ, проектирование;
-эмпирические методы: беседа, педагогический эксперимент, наблюдение (включенное, опосредованное, дискретное), опроса;
- математические: количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические учения, раскрывающие социальную, психическую, духовную сущность человека как субъекта общественных отношений, т.е.:
концептуальные положения теории Л.С. Выготского, гуманистической педагогики и психологии о ребенке как сложном биопсихосоциальном существе;
представления Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. о закономерностях и сензитивных периодах развития личности;
положения деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., согласно которому лишь в активной деятельности возможно формирование нравственных ценностных ориентации;
представления Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, Л.Ф. Островской, Г.А. Урунтаевой, С.Г. Якобсон и др. об особенностях нравственного развития и воспитания дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключена в следующем: определены особенности нравственных ценностных ориентации старших дошкольников, представленных в единстве когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов; предпринята попытка выявить и содержательно охарактеризовать уровни сформированности ценностных ориентации дошкольников, критерии и показатели их оценки; дан анализ содержанию ценностных ориентаций в примерной основной общеобразовательной программе нового поколения «От рождения до школы».
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования результатов выпускной квалификационной работы преподавателями системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в курсе общей и дошкольной педагогики, воспитателями и методистами дошкольных учреждений, родителями дошкольников и другими заинтересованными лицами.
База опытно-экспериментальной работы: старшая группа МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного направления художественно-эстетического развития детей № 45 «Родничок» г.Пскова. В эксперименте приняло участие 10 детей- экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы.
Апробация результатов исследования проходила в виде представления результатов исследовательской работы на конкурс научных студенческих работ (2011 г) и в ходе выступления на научно-практической конференции студентов ПсковГУ (2012г),
Еще о педагогике:
Каковы основные категории педагогики
В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью п ...
Диагностика сформированности мотивационно-ценностного отношения
младших школьников к учебной деятельности
Диагностика мотивации проводится на всех этапах урока в виде учебных заданий. Мотивация учения в рамках учебного занятия представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов, связанных с началом работы (готовность, включенность), ходом ее выполнения, завершением (удовлетворенность или неудовле ...
Особенности формирования навыков чтения у детей с ЗПР
Следующим направлением наших экспериментальных исследований было определение уровня стартовых характеристик экспрессивной, импрессивной и письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявление особенностей формирования навыков чтения у данной категории детей ...