1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций:
Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В. Кудрявцев выделяет следующие типы проблемных ситуаций в обучении учащихся средних общеобразовательных учреждений:
1) проблемные ситуации, возникающие при столкновении ученика с противоречием между имеющимися знаниями и теми требованиями, которые возникают в ходе решения новых теоретических или практических педагогических задач;
2) проблемные ситуации, сопровождающие обнаружение учеником противоречия между теоретически возможным путем решения педагогической задачи и его практической нецелесообразностью или неосуществимостью;
3) проблемные ситуации, связанные с необходимостью выбора учеником способа решения педагогической задачи из сложившейся у него системы знаний;
4) проблемные ситуации, возникающие при отсутствии у ученика теоретических знаний для обоснования практически достигнутого результата.
По мнению И.А. Ильницкой проблемные ситуации могут быть классифицированы и по характеру обстоятельств которыми вызвано их появление:
1) проблемные ситуации, возникающие при направленности учебно-воспитательного процесса на поиск новых знаний;
2) проблемные ситуации, связанные с поиском новых средств и способов действий. (Эту группу составляют ситуации противоречия между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью, большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа и т.д.).
3) проблемные ситуации, вызванные поиском оценки применимости теории или метода. Эту группу составляют ситуации, возникающие в случаях, когда неизвестно, применима ли данная модель или метод, теория или средство в данных условиях, когда следует установить в каких еще областях применима та или иная теория или методика.
Требования к созданию проблемных ситуаций:
1) система должна охватывать основные типы доступных для усвоения студентами аспектных проблем каждой науки и смежных с ней областей;
2) отражать важные в образовательном отношении и доступные для овладения учениками методы науки;
3) предусматривать формирование важнейших черт творческой деятельности обучающихся;
4) охватывать разные уровни сложности проблемных задач, оптимальных для общего среднего образования;
5) учитывать требования к усложнению проблемных задач по содержанию, структуре, последовательности решения в процессе обучения.
Условия эффективной организации и использования проблемного обучения:
1) учет и анализ особенностей изучаемой науки и определение типологии и системы учебно-познавательных проблем, подлежащих разрешению на занятиях по предмету;
2) определение функций проблемных ситуаций;
3) разработка методических подходов к решению типовых учебных проблем;
4) планирование в изучаемом курсе системы проблемных занятий-лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий;
5) высокий уровень познавательного интереса к предмету; 6)оптимальная степень овладения учениками умениями и навыками
самостоятельной учебной работы, умственного труда и творческой деятельности;
7) последовательный характер освоения системы проблемного обучения. Рассмотрим структуру и способы конструирования проблемных ситуаций.
Способы конструирования проблемных ситуации:
1) перед учеником должно быть поставлено такое задание, при выполнении которого будет открыто подлежащее усвоению новое знание;
2) неизвестное знание, которое нужно открыть для правильного выполнения задания, может представлять общую закономерность, общий способ действия, нестандартное применение знаний и приемов работы и т.д.
Далее целесообразно рассмотреть методы проблемного обучения.
Еще о педагогике:
Нравственное воспитание
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согла ...
Обзор технологии индивидуального подхода в обучении
Чрезвычайно актуален сложный вопрос о единстве, различии и взаимоотношениях возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношей. Учет возрастных особенностей важен в воспитании и обучении вообще и в реализации индивидуального подхода в частности. Во-первых, через определенные возрас ...
Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения,
грамматически правильной речи
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать ...