Особенности эмоциональных проявлений воспитанников домов ребенка раннего возраста при общении со взрослыми и сверстниками

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Особенности эмоциональных проявлений воспитанников домов ребенка раннего возраста при общении со взрослыми и сверстниками

Страница 1

Дети домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству со взрослыми, потребность в уважении и взаимопонимании.

Особенности общения со взрослыми детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, в сопоставлении с показателями поведения детей, растущих в семье, изучали М.И. Лисина и Т.М. Землянухина (1982). Сопоставление особенностей общения со взрослыми у данных категорий детей позволило экспериментаторам сделать следующие выводы:

1. Семейные дети обращались ко взрослому почти вдвое чаще, чем воспитанники дома ребенка.

2. Воспитанники домов ребенка значительно медленнее вступают в контакт со взрослым, менее интенсивно общаются с ним. Сравнение общения со взрослым воспитанников домов ребенка и детей из семьи позволяет отметить, что оно различается по показателям общей активности: количеству обращений к взрослому и интенсивности коммуникативных проявлений (их эмоциональной насыщенности, выразительности, настойчивости в стремлении к контактам).

3. Семейные дети строят свою коммуникативную деятельность более гибко, чем воспитанники домов ребенка, полнее учитывая особенности поведения взрослых. Они не только чутко реагируют на внимание, но и тонко дифференцируют похвалы и порицания, в то время как дети в домах ребенка слабо различают оттенки отношения взрослого к своим действиям.

В условиях полной материнской депривации отмечается очень раннее возникновение общения между детьми – уже на первом году жизни, как компенсация дефицита общения со взрослыми. Для семейных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет свою специфику. Она проявляется в том, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений. Дети не способны правильно оценить свои личностные качества, лишены избирательной дружеской привязанности. Каждый ребенок вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Контакты между детьми поверхностны и поспешны. Критерием благополучия ребенка является отношение к нему группы сверстников. В случае негативного отношения ребенок испытывает разочарование и неудачу, что часто приводит к пассивному отчуждению и агрессии.

М.И. Лисиной и Т.М. Землянухиной (1982) были также изучены особенности общения со сверстниками у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, в сопоставлении с показателями поведения детей, растущих в семье. Исследование показало, что и семейные дети, и дети домов ребенка совершали разнообразные действия в отношении сверстника. У семейных детей наиболее выраженными оказались ориентировочно-исследовательские действия, направленные на изучение различных качеств, и наблюдение за поведением ровесника. Следующими по интенсивности были эмоциональные проявления, свидетельствующие об удовольствии, получаемом ребенком от присутствия сверстника. Зафиксировано большое количество инициативных действий детей, обращенных друг к другу; как правило, они окрашены положительными эмоциями. Эмоциональные проявления у детей из яслей имели большой диапазон: от слабо выраженной улыбки до проявлений восторга, выражающегося в громком смехе, радостном визге. Небольшое количество проявлений индифферентности свидетельствует о том, что присутствие сверстника редко оставляло ребенка равнодушным. Количество отрицательных проявлений составило лишь 5,6%.

Эксперименты выявили разнообразные виды совместных действий детей в яслях. В их репертуаре проявилась свойственная малышам непосредственность и эмоциональность. Дети весело прыгали друг перед другом, кувыркались, перебрасывались различными предметами, выкрикивали слова и т.п. Между детьми этого возраста разворачивается особого рода эмоционально окрашенная игра, не наблюдающаяся у них в других условиях жизнедеятельности. Категории действий, наблюдаемые у воспитанников дома ребенка по отношению к сверстнику, вполне сопоставимы с показателями поведения малышей, растущих в семье. Однако общий уровень активности воспитанников домов ребенка значительно ниже, несмотря на то, что эти дети намного больше времени проводят рядом с ровесниками. Это выражается во всех категориях проявлений. У детей из дома ребенка значительно чаще встречаются инициативные действия с отрицательным знаком (18,8%). Отрицательные проявления воспитанников домов ребенка часто несли в себе элементы агрессии, в них выражались недовольство, обида на сверстника, иногда не имевшие под собой реальных оснований. Количество индифферентных состояний в домах ребенка значительно превышает аналогичный показатель в группе семейных детей (18,5%). Это значит, что присутствие сверстника нередко оставляет ребенка равнодушным к нему.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Понятие декоративного искусства и его видов
Декоративное искусство - один из видов пластических искусств. Оно включает монументально-декоративное искусство экстерьера (витражи, мозаики) и интерьера (станковая живопись). Также существует оформительское декоративное искусство (промышленная графика, афиша) и декоративно-прикладное искусство. Де ...

Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
Основная цель формирующего эксперимента: развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (ц ...

Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"
Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru