Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе

Статьи о педагогике » Общее недоразвитие речи у детей » Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе

Согласно учению Н. А. Беренштейна (1947) об уровнях мозга и их иерархии, высшие психические функции (ВПФ) человека представляют собой континуум, расположенный между полюсами "сознание (мысль) — автоматизм". Несмотря на то, что моделью для описания закономерностей эволюции психической деятельности человека послужила двигательная сфера, основные положения этого учения носят глобальный характер и могут быть отнесены к высшей психической деятельности, в том числе и к речевой.

Речевые автоматизмы выступают в двух видах: а) врожденные или высокопредуготованные; б) приобретенные. Первые реализуются за счет элементарных уровней мозга, вторые же вначале осуществляются за счет высших, а затем, по мере усвоения, "их основные афферентации переключаются на низовые уровни".

Согласно основным положениям теории деятельности, такое переключение возможно благодаря сворачиванию психологической структуры функции, которая в период развития характеризуется разветвленностью и взаимозависимостью звеньев речевой функциональной системы. Оно является при этом не простой редукцией (усечением) тех или иных операций, составляющих функцию, а интеграцией с другими операциями и образованием на этой основе качественно новых способов организации высказывания.

Из такого понимания проблемы вытекает, что у детей преобладают процессы разворачивания функций, в том числе и речевых. У взрослых же формируется значительное число речевых автоматизмов, получающих известную функциональную автономию.

Представляется, что различия в объеме автоматизмов — это и есть тот основной показатель, который отличает несформированную речевую функцию детей и взрослых. Очевидно также, что чем меньше пласт речевых автоматизмов, представляющих собой наиболее базисный вид вербальной памяти, тем большую роль играет дискретный, в том числе и мыслительный, компонент речевой деятельности, и напротив. Аналогичны этим и основные различия других психических процессов у детей и взрослых.

Основная цель зрелой психики — выработать наибольшее число автоматизмов, и поэтому вектор развития психики у взрослых направлен сверху вниз. Значение этих различий в патологии наиболее точно и выразительно выражено в знаменитой формулировке Л. С. Выготского: "Развитие идет снизу вверх, а распад сверху вниз".

Описанные различия в локализации разных по степени автоматизации речевых действий, а также речевой функции в целом у детей и взрослых имеют значение и в патологии речи. Ими определяется, в частности, то, что выпадение какого-либо звена речевой функции в период ее формирования влечет за собой осложнения в развитии многих других ее звеньев, которые у взрослых больных с аналогичным поражением мозга могут оставаться сохранными.

Примечательно при этом, что большая взаимозависимость фрагментов функции у детей хоть и увеличивает вероятность их системного вовлечения в патологический процесс, не приводит тем не менее к более тяжелым, чем у взрослых, последствиям, поскольку перекрывается фактором большей пластичности детского мозга, а следовательно, гораздо большими резервами компенсации.

Соответственно этому различны и спонтанные компенсаторные тенденции, а также вытекающие из них принципы специального обучения взрослых больных и детей, страдающих патологией речи.

Восстановительное и коррекционное обучение при нарушениях речевой и других ВПФ, возникших в результате локальных поражений мозга у детей и взрослых, благодаря отечественным и зарубежным исследованиям к настоящему времени имеет солидную теоретическую базу и содержит разнообразные методы практической работы с больными.

Еще о педагогике:

Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...

Определение гражданского воспитания
Гражданское воспитание– это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а так же патриотизма и культуры межнациональных отношений. Политика, гражданственность, патриотизм, право тесно связанны друг с друго ...

Методы и формы работы социального педагога в ДОУ
Работа социального педагога с семьями воспитанников. • педагогическое просвещение родителей: • родительские собрания; • родительские гостиные — встречи родителей с гостями учреждения; • «воспитание» родителей (школа для родителей — групповые семинары, практикумы); • удовлетворение индивидуальных за ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru