В начале 2008–2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты:
1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет.
Этот тест может быть использован для измерения:
1) зрительной перцепции;
2) тонкой моторики;
3) уровня развития сенсомоторики;
4) примерной оценки уровня умственных способностей;
5) успешности обучения в школе в течение первых лет;
6) определения школьной зрелости;
7) уровня концентрации внимания.
Тестирование проводилось в виде игры. Соблюдалась стандартность процедуры тестирования: подбиралась одинаковая бумага, одинаковые карандаши.
Оценка рисунка проводится по 37 пунктам: 17 содержательным, которые связаны с характеристикой деталей, и 20 формальным, которые касаются пропорций частей тела.
2. Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, предназначенный для оценки уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей. Гештальт-тест Бендер оценивает развитие способности детей к копированию (перерисовыванию) различных геометрических фигур и их сочетаний. Как показали специальные исследования, незначительное, на взгляд взрослого человека, изменение расположения стимульной фигуры (например, её поворот на 45 градусов) делает её копирование крайне трудным для детей одного возраста и не влияет на ответы детей другого возраста. Так, в норме ребёнок двух лет может успешно воспроизвести вертикальную линию; трёхлетний может скопировать окружность и прямой крест, имея перед собой образец; в четыре года – прямоугольник; наконец, в пять лет – квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематическую фигурку человека; дети более старшего возраста постепенно обнаруживают способность воспроизводить всё более сложные комбинации фигур, учитывая их взаимное расположение, количество элементов и размеры. В сравнении с задачей рисования задача копирования в меньшей степени задействует творческие способности ребёнка, но предъявляет значительно более жёсткие требования к навыкам контроля деятельности.
Эти методики мы использовали чтобы: выявить существование значимых корреляций между степенью сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур и интеллектуальными способностями и измерить зрительную перцепцию, тонкую моторику, уровень развития сенсомоторики, примерно оценить уровень умственных способностей, уровень успешности обучения в школе в течение первых лет, определить уровень школьной зрелости и уровень концентрации внимания.
Результаты диагностики представлены в таблицах 1–4, на рисунках 1–6 (Показатели в баллах – в приложениях 3–6).
Таблица 1. Уровни выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Уровни |
Диапазон баллов |
Количество человек |
Количество человек (в %) |
Высокий |
32 – 37 |
0 |
0% |
Выше среднего |
24 – 31 |
7 |
17,5% |
Средний |
16 – 23 |
21 |
52,5% |
Ниже среднего |
9 – 15 |
12 |
30% |
Низкий |
0 – 8 |
0 |
0% |
Еще о педагогике:
Понятие речевого этикета
Речевой этикет – это культура речи, а культура речи – это лицо человека, лицо ученика. Под речевым этикетом мы понимаем «систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социаль ...
Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения. А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности ...
Силы, вызывающие стойку на голове с согнутыми ногами, их происхождение и
взаимодействие
Гимнастические упражнения отличаются от многих других в первую очередь большой определенностью требований к позам тела в каждый момент выполнения упражнений. Пространственная картина движений, выполняемых в суставах тела, также очень определенна. В настоящей главе в основном рассматриваются характе ...