На констатирующем этапе эксперимента первым нашим шагом было решение первоочередной задачи - изучение нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детей истории и культуры родного поселка.
Опираясь на исследования Космачевой Н.В. о том, что диагностический материал по выявлению уровня сформированности ценностных ориентаций дошкольников на краеведческом материале должен включать в себя единство трех компонентов: когнитивного, эмотивного и поведенческого при определении уровня сформированности ценностных ориентаций у старших дошкольников нами были разработаны критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у старших дошкольников по этим трем компонентам.
При разработке критериев и показателей мы использовали критериально -уровневую шкалу оценки патриотической воспитанности младших школьников Г.Х. Валеевой и показатели и критерии оценки эффективности патриотического воспитания личности Т.М. Суходоловой , М.А. Терентий. описанные С.О. Домбек и Н.В. Лебедевой, опирались на ФГТ ДО в отношении итоговых результатов освоения ООП ДО (приобретение интегративных качеств: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения).
Оценка сформированности ценностных ориентаций у старших дошкольников по совокупности трех критериев и показателей: когнитивному, эмотивному и поведенческому:
От 2 до 8 -низкий
От 8 до 14 -средний
От 14 до 16-высокий
Для определения уровня сформированности когнитивного компонента мы приступили к диагностике уровня знаний детей истории и культуры родного поселка и умения применять знания в различных ситуациях. Выявление уровня знаний детей старшей дошкольного возраста по истории и культуры родного поселка проводилось в процессе беседы с детьми. Детям задавались следующие вопросы:
Как называется поселок, в котором ты живешь?
Как называют жителей нашего поселка?
На какой улице ты живешь?
Какие еще есть улицы в нашем поселке?
Какие достопримечательности есть в городе, с которыми знакомят всех гостей?
Какие памятники есть в нашем поселке?
Как называется главная улица нашего поселка?
Как называется озеро в нашем поселке и какая река протекает в нашем поселке?
Где находится церковь в нашем поселке ?
Что ты рассказываешь о нашем поселке, когда встречаешься со своими друзьями, знакомыми в других городах, поселках?
Оценки результатов выявления уровня знаний детьми истории и культуры родного поселка, умения применять знания в различных ситуациях проходила следующим образом: за каждый положительный ответ начислялся 1 балл.
Градация уровня знаний и умений
От 0- до 3 баллов - низкий уровень
От 4 до 7 баллов - средний уровень
От 8 до 10 баллов- высокий уровень.
Результаты опроса занесены в таблицу № 1.
По итогам опроса детей можно сделать следующий вывод: уровень знаний детей о поселке средний. Дети средне знают свой поселок: мало называют достопримечательностей города. Как показывают результаты таблицы 1 90% детей имеют средний, а 10 % - низкий уровень знаний истории и культуры родного поселка.
В большей степени выраженные недостатки проявились при обсуждении вопросов об истории поселка (объяснение названий улиц, знание памятников истории).
Дети выразили большое желание узнать как можно больше о поселке, в котором они живут, хотели бы совершить как можно больше экскурсий по поселку.
Таблица 1 Показатели знаний старшими дошкольниками экспериментальной группы истории и культуры родного поселка на констатирующем этапе эксперимента
ФИО |
Количество баллов |
Уровни | |
1 |
Адарченко В. |
4 |
С |
2 |
Федоров А. |
4 |
С |
3 |
Болашов В. |
5 |
С |
4 |
Боровикова Н. |
5 |
С |
5 |
Бойко В. |
6 |
С |
6 |
Ульянов Э. |
4 |
С |
7 |
Васильев В. |
3 |
Н |
8 |
Светикова Я. |
4 |
С |
9 |
Васильева С. |
4 |
С |
10 |
Ситковский В. |
4 |
С |
Еще о педагогике:
Объекты окружающего мира и информация
Окружающий человека мир состоит из тел живой и неживой природы. Некоторые из них вам хорошо известны (вода, яблоко, Луна, собака, обезьяна и т.д.), но еще многие из них вы будете познавать на протяжении всей своей жизни. В окружающем мире постоянно происходят изменения, которые называют явлениями. ...
Задачи советской школы в условиях военного времени
Великая Отечественная война коренным образом изменила все сферы жизни общества нашей страны. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. Обстановка невиданной в истории во ...
Работа за компьютером с помощью манипулятора «мышь»
Для управления объектами на экране монитора часто используется манипулятор «мышь». Например, с помощью этого манипулятора вы можете достаточно быстро указать на нужный объект на экране и выполнить с ним какие-либо действия. Таким образом, манипулятор «мышь» является одним из устройств ввода управля ...