Маша К., в отличие от Оли Е., некоторые слова не понимает, хотя при этом использует опору на контекст произведения; она дает более описательно при толковании слова не только состояние действия, характеризует человека – богатыря, но и дает, как и простую, так и современную дополнительную информацию.
В одинаковых ответах того и другого ребенка удалось выявить следующие особенности: понимание значения слов по своему; всегда правильное толкование значение устаревших слов при опоре на наглядность, подборе синонимов, используют слова одной лексико-семантической группы; при толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово; сужают и расширяют значение слова при толковании; причем при использовании антонимов слово толкуют неправильно.
Таким образом, на основании полученных данных констатирующего эксперимента мы выявили некоторые особенности толкования устаревших слов старшими дошкольниками, и пришли к такому заключению, что при встрече с незнакомым устаревшим словом ребенок пытается понять значение и смысл, а для этого ему приходится выполнять сложную мыслительную операцию, в результате которой толкование слова производится доступными ребенку средствами.
Наиболее часто для толкования слов дети используют следующие способы:
1. Опора на созвучие для непроизводного слова.
Например: «оброк – мешок»- толкование неверное;
«палица – палка на конце с шариком и колючками»- толкование правильное;
«не тужи – это не дрожжи»- толкование неверное.
«дивятся – видели, увидели, видят» - толкование неверное.
Осмысление непонятных слов посредством хорошо известного слова, сходного с ним по звучанию, сближение слов по созвучию приводит к тому, что непонятное слово в сознании ребенка оказывается связанным с другими словами, разъясняющими его, причем оно может быть истолковано правильно и неправильно.
2. Если слово производное, то ребенок ищет производящую основу с ориентировкой на звукообразовательную сторону, и с помощью единого корня строит новое слово и объясняет значение слова правильно.
Например:
«дивятся- удивляются»;
«чудо – чудеса».
3. Ассоциация по аналогии с другим словом, в результате толкование слова бывает правильным или неправильным.
Например:
«толоконный лоб- ассоциация с Циклопом»- ребенок объясняет так: это когда один глаз на лбу;
«полба– ассоциация с пищей»- каша, суп молочный;
«лихо– ассоциация со злой мачехой».
4. Опора на жизненный опыт.
Например:
«мочи нет – сухо в горле, хочется побыстрей попить»;
«толоконный лоб– поп носит крестик; ничего не хотел делать и балдел».
5. Опора на контекст.
Например:
Неверное понимание слова:
«оброк – мешок с богатством, золотом;
«вареная полба – суп молочный, каша гречневая».
Верное понимание слова:
«ведомо– знал»;
«хоромы– дом».
6. Использование слов одной лексико-семантической группы.
Например:
«шлем– шапка»;
«холсты– ткань, полотно»;
«полба– каша»;
«кольчуга– одежда».
7. Опора на основной и второстепенный семантический компонент толкования слова в словаре.
Например:
«палица– дубина»;
«мочи нет– сил нет»;
«бранить– обзывать»;
«мочи нет – нет терпения сделать что-либо».
8. Опора на наглядность без которой почти невозможно ребенку объяснить значение многих устаревших слов, обозначающих более отдаленные от детей явления, предметы, действия в силу того, что они использовались в иные исторические времена.
Например:
«холсты– грубая льняная ткань, толстое полотно»;
«хоромы– большой дом, имеет много комнат, предназначен для богатых людей».
9. Замена устаревшего слова современным словом, добавляя описательные эпитеты.
Еще о педагогике:
Сравнительный анализ развития физических качеств и физической
подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по по ...
Приложения интеграла в физике
Рассмотрим несколько нетривиальных примеров применения интеграла в физике. Нахождение силы. №1. На прямой расположены материальная точка массы m и однородный стержень массы M и длины l. Точка удалена от концов стержня на расстояния c и c+l. Определить силу гравитационного притяжения между стержнем ...
Результаты проектной деятельности
Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполнением проектов. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это формирование общеучебных умений и навыков у учащихся: Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения ко ...