Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка издавна интересовало многих исследователей в этой области: психологов, педагогов, лингвистов. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи (формирование и расширение словаря, активизация и закрепление, усвоение значения слов) и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем, овладение словарем и усвоение лексического значения слов является важным условием когнитивного развития, поскольку содержание исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений; формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Особенности развития психических функций у ребенка старшего дошкольного возраста и усвоения значения слов позволяют пополнять словарный запас, использовать в речи синонимы, антонимы, устаревшие слова, многозначные слова, переносные значения слов, причастия и деепричастия; употреблять слова точно по смыслу. Кроме того, у детей этого возраста преобладает устойчивый интерес к книге, картине, постоянному общению с ними, избирательное отношение к произведениям сказочного и исторического содержания. А эти произведения, например, былины, русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, стихи и поэмы А.Н. Некрасова, рассказы К.Д. Ушинского, содержание картин В.М. Васнецова переполнены устаревшими словами, многие из которых непонятны ребенку, и к тому же далеки от его опыта. Наблюдения показывают, что в инпуте дошкольник встречает эти слова, но объяснить их смысл он может только по догадке или посмотрев на иллюстрацию в книге.
Результаты анкетирования родителей и педагогов доказывают тот факт, что взрослые мало уделяют внимания этому вопросу и подходят к нему несерьезно. Кроме того, эта проблема мало изучена и почти не освещена в педагогической литературе (несколько занятий разработано только у О.С.Ушаковой), поэтому и является актуальной на сегодняшний день.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что для правильного толкования и усвоения устаревшей лексики старшими дошкольниками необходимо руководство этим процессом со стороны взрослых.
Если работа над пониманием значения устаревшего слова будет осуществляться в единстве с развитием всех сторон речи, во взаимосвязи с художественной литературой, тогда возможно формирование элементарного осознания семантических отношений слов.
Работы названных ученых и составили теоретическую основу исследования. Они позволять понять механизмы формирования значения слова у детей, особенности накопления словарного запаса дошкольниками, раскрыть методику и направления словарной работы с устаревшими словами.
Анализ природы слова и особенности освоения детьми лексики позволяют выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта.
Таким образом, словарная работа была и остается одной из важнейших задач речевого развития дошкольников. А процесс освоения и понимания значения слова – одна из актуальных проблем в современной лингвистике. В выпускной квалификационной работе мы рассмотрим особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста.
Проблема нашего исследования: выявление особенностей толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: на основании исследований ученых и проведенного наблюдения выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками.
Задачи:
раскрыть содержательную характеристику слова, его значение и признаки;
выявить связь речевого развития ребенка с его психическим развитием;
рассмотреть особенности толкования значения устаревших слов в старшем дошкольном возрасте;
разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по работе с детьми 5-7 лет с устаревшими словами.
Объект: процесс усвоения значения слова детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет: особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками.
Методы исследования:
Изучение и анализ лингвистической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
Констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей объяснения слов детьми (запись речи детей).
Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Анкетирование родителей и педагогов.
Практическая значимость работы состоит в том, что знание особенностей и этапов усвоения дошкольниками лексического значения слова поможет воспитателям и родителям наиболее эффективно организовать работу по объяснению устаревшей лексики. Предложенные методические рекомендации нацелены на помощь взрослым в пополнении и развитии лексикона детей и в работе над словом. Сбор материала (опрос детей) позволяет выявить особенности толкования детьми устаревших слов.
Новизна работы состоит в обращении к самому материалу, который практически не рассмотрен в данном аспекте в лингвистической, психологической литературе, анализ собранного материала, в разработке занятий с детьми, подборке практического материала по теме.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, 4 глав, Заключения, списка литературы, терминологического словаря, приложений.
Первая глава включает в себя лингвистические особенности освоения дошкольниками лексического значения слова, развития словаря. Здесь рассматриваются такие понятия как «лексика», «лексическое значение» слова, «слово как единица речи», этапы в речевом развитии ребенка и механизмы овладения значением слова.
Во второй главе рассматриваются психологические процессы дошкольников и их влияние на формирование ориентации на слово.
Третья глава – практическая часть выпускной работы «Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста». В констатирующем эксперименте выделяются основные лексические процессы в речи ребенка 6 лет и старше. Анкетирование воспитателей и родителей позволило определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.
В четвертой главе даются практические советы родителям и педагогам по работе над устаревшим словом с детьми старшего дошкольного возраста.
После теоретических и практических глав делаются выводы и в конце выпускной работы заключение.
В Приложение вошли: протоколы записи речи детей подготовительной группы ДОУ № 6 г. Вологды, таблицы, анкеты родителей и педагогов, рисунки детей, рассказы дошкольников по картине, перечень художественных произведений с указанием в них устаревших слов, словарь устаревших слов по произведениям А.С. Пушкина, конспекты занятий.
Для полноценного понимания и осмысления процессов, происходящих в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком, необходимо осветить ряд лингвистических положений; понятие слова, значение и признаки слова. Необходимо также рассмотреть, как формируется значение слова у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Еще о педагогике:
Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...
Принцип систематичности и последовательности
Этот принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способ ...
Особенности проявления ФФНР у детей младшего школьного возраста
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие ...