Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» и др. ребенок образует «новое» слово – «газочник». Или, видя закрытый пакет, ребенок говорит, что пакет надо «распакетить» (по аналогии с «раскрыть»).
Большую роль в обогащении словарного запаса играет детское словотворчество, которое обычно бурно развивается с 3-х лет. Об этом писал К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти». Это начало овладения правилами словообразования исключительно важно для усвоения ребенком грамматических форм языка. Детское словотворчество следует всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребенком, но не забывать правильные образцы словообразования.
В первую очередь ребенок обычно усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. По этой причине раньше всего в его речи появляются названия предметов и действий и значительно позднее (уже после 2-х лет) – названия признаков. Что касается предлогов, которые обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, то дети опускают их в своей речи даже после двух лет.
Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует расширению словаря, не увеличивая его количественно, а за счет понимания других значений уже известных слов. Например, ручка – это не только маленькая рука ребенка, но и орудие для письма, а также ручка у двери, кастрюли, швейной машинки, у какого-то прибора и пр. Другой важный источник качественного обогащения словаря – это овладение переносным значением слов (золотые руки, горящие глаза, светлая голова и др.).
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).
В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы, в частности А.Р. Лурия, склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы, которые, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо», «плохо»).
Поздно появляются также причастия и деепричастия.
В соответствии с этим в словаре четырехлетнего ребенка примерно половину слов составляют имена существительные, поскольку они имеют наиболее конкретное значение по сравнению со всеми другими частями речи. На глаголы приходится 27,4%, на прилагательные – 11,8%, на наречия – 5,8%. Эти цифры относительны и у разных детей здесь могут быть большие индивидуальные различия. Если некоторые слова не употребляются окружающими ребенка людьми, то они будут отсутствовать и в его речи по причине отсутствия образца для подражания. Так называемые обобщающие слова (посуда, одежда, мебель и др.) появляются в речи детей значительно позже, чем названия единичных предметов – лишь в возрасте 3-5 лет.
Постепенно «идеи» обогащаются новыми словами, и происходит это за счет пополнения словаря. М.Б. Елисеева выделила «два источника пополнения словаря»:
Окружающая ребенка действительность, отраженная в речи взрослых: игрушки, предметы домашнего обихода, привычные действия.
Реальность, отраженная в картинах, мультфильмах, книгах, в устных текстах стихов, потешек, пословиц .
Еще о педагогике:
Работа за компьютером с помощью манипулятора «мышь»
Для управления объектами на экране монитора часто используется манипулятор «мышь». Например, с помощью этого манипулятора вы можете достаточно быстро указать на нужный объект на экране и выполнить с ним какие-либо действия. Таким образом, манипулятор «мышь» является одним из устройств ввода управля ...
Гуманистические идеи в современной педагогике
Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс. Все больше педагогов понимают: чтобы о ...
Уголок природы в младших группах
При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Де ...