Результаты анкетирования родителей и педагогов

Страница 1

На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов.

Анкетирование родителей

Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики.

Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителей.

Подготовка к анкетированию

Вопросы для анкеты разработали самостоятельно на основе материалов теоретической части нашей выпускной квалификационной работы.

Подготовили обращение к родителям, которое содержало следующую информацию:

Уважаемые родители! Мы обращаемся к вам с просьбой высказать свое мнение о том, как вы объясняете детям дома значение устаревшего слова и в каких формах это делаете. Ваши искренние и точные ответы позволят сделать обобщение и выработать практические рекомендации по работе над устаревшим словом в семье с детьми 5-7 лет. Просим внимательно прочитать предложенные варианты ответов и отметить тот ответ, который соответствует Вашему мнению.

Если ни один из напечатанных ответов Вас не удовлетворяет, напишите свое мнение. Заранее благодарим за помощь в работе.

Воспитатели.

Анкета для родителей

1. Знаете ли Вы, как объяснить смысл и значение устаревших слов ребенку? (Да, нет).

2. Испытываете ли Вы, какие-либо трудности при объяснении ребенку данных слов? (Да, нет).

Если да, то в чем эти трудности выражаются? (перечислить факторы, затрудняющие работу).

3. Ваши предложения по преодолению трудностей или по знакомству детей с устаревшей лексикой (перечислить).

4. Как вы способствуете закреплению значений этих слов в словаре ребенка?

зарисовать (по возможности);

несколько раз прочитать стихотворение (сказку или рассказ);

драматизация сюжета;

просмотр видеофильма;

прослушивание на аудиоплейере записей художественных произведений;

посещение театра, музея и др.

5. Где чаще всего Ваш ребенок встречается с «устаревшими словами»?

в разговоре пожилых людей;

при чтении, слушании русских народных сказок, стихов А.С. Пушкина или др.;

при просмотре мультипликационных и видеофильмов (былины, сказки);

при рассматривании иллюстраций в книгах, репродукций картин.

6. Чем чаще всего вы пользуетесь при объяснении детям устаревшей лексики:

иллюстрация в книге;

словарь В.И. Даля;

словарь С.И. Ожегова;

картина;

устное объяснение;

сноска внизу текста.

7. Знаете ли Вы, в каких художественных произведениях встречаются устаревшие слова? (Да, нет)

8. Считаете ли Вы, нужным и необходимым знакомить детей с данными словами? (Да, нет)

9 .Сможет ли ребенок, самостоятельно без помощи взрослых понять смысл этих слов? (Да, нет)

10. Знаете ли Вы значение следующих слов: полба, толоконный лоб, колчан, холсты?

Проведение исследования

Родителям предложили ответить на вопросы анкеты (Приложение 5), результаты проанализировали и сделали соответствующие выводы.

Результаты анкетирования родителей. Проанализировав результаты анкетирования, мы констатировали следующее:

речевая база в большинстве семей достаточно богата и разнообразна: в основном – это сказки, стихи, былины, мульт.- и видеофильмы, но читают детям родители очень редко и мало, объясняя этот факт занятостью работой и домашними делами;

все родители (100%) считают нужным и важным делом объяснение устаревших слов детям, но, к сожалению, используют сами для этого не все пути, а в основном - устное объяснение слова, так, как понимают они его сами, без использования словаря (70% родителей) и лишь 30% взрослых обращается при объяснении слов к какому-либо справочному источнику, в т.ч. к сноске внизу текста книги -2%, 15% - к иллюстрациям, 10% - к словарям и только 3% - к справочникам и энциклопедиям;

для знакомства с устаревшей лексикой родители предлагают чаще обращаться за помощью к пожилым, взрослым; посещать выставки старинных предметов; совместно с ребенком находить эти слова в словаре, читать их значение, проводить сравнение устаревшего слова и его аналога в современном языке. К сожалению, процент таких ценных предложений со стороны родителей очень низкий (20%);

75% родителей считают, что закреплению значений устаревших слов способствуют повторное чтение художественных произведений и просмотр мульт.- и видеофильмов и только 25% считают полезным в этом плане посещение с детьми театров и музеев;

огорчает тот факт, что родители недооценивают важную роль наглядности (иллюстраций, картин) для объяснения ребенку устаревшего слова и его закрепления в пассивном детском словаре, и роль драматизации сюжетов сказок и заучивания стихотворений;

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Компьютер как предмет обучения и средство обучения
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова). Информационная технология – это педагогическая технология, использующая ...

Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка
Психологи отмечают взаимосвязь всех этих психических функций. Л.С. Выготский писал: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящие в действие». А восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплано ...

Цели и задачи гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных те ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru