Основные тенденции развития речи ребенка дошкольного и раннего возраста раскрыты в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже.
Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определение взаимоотношения со всеми психическими процессами. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, определенный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребенка. «Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки. Речь, таким образом, не только сообщает готовую мысль, она включается в процесс формирования мышления».
Речь ребенка и развитие его мышления исследовал Ж. Пиаже – основатель школы генетической психологии. Вклад Пиаже в изучение мышления ребенка огромен и его взгляд на детскую речь заслуживает особого внимания. Он акцентировал роль общения и языка, полагая, что речь ребенка развивается от диалога с другими и с самим собой (так называемая эгоцентрическая речь) к интериориации, перемещению этого диалога вовнутрь.
Речь ребенка включается в мышление достаточно рано. Дословесное мышление первых двух лет жизни «предметно и конкретно». Уже на втором году жизни взрослый не только комментирует действия, ставит перед ребенком проблемы. Под влиянием речи взрослых ребенок быстрее переходит от случайных проб к результативным действиям. Процесс мышления перестраивается, у ребенка появляются вопросы, причинно-следственные связи. Только к концу второго года, после овладения речью, возможно логическое мышление, когда ребенок начинает обобщать предметы, давать названия всем окружающим предметам и явлениям. Мысль соединяется со словом, и речь становится средством мышления.
Сначала ребенок мыслит целыми ситуациями, целыми связными частями, не расчленяя и не отделяя один предмет от другого. Такое мышление является преобразующей формой мышления у ребенка дошкольного возраста и держится в области словесного мышления у школьника.
Такое явление в области мышления называется синкретизм, он заключается в бессвязной связности мышления. Ребенок связывает то, что взрослые обязательно расчленяют (солнце не падает, потому, что оно горячее).
Ребенок младшего дошкольного возраста говорит сначала одиночные слова, потом фразы, позже набирается круг отрывочных слов, а в возрасте 5-ти лет он уже может устанавливать связь между словами в пределах одного предложения с подлежащим и сказуемым. Затем стадия развития, когда ребенок устанавливает связь между элементами главного и придаточного предложения, и говорит сложные предложения. Развитие речи ребенка влияет на мышление и перестраивает его.
Таким образом, между речью и мышлением существует единство. И в этом единстве мышления и речи, ведущим является мышление.
Начальные формы мышления – наглядно-действенное (1-3 года) и наглядно-образное (4-5 лет). Параллельно с наглядно-образным в дошкольном возрасте развивается и логическое, в частности, причинное, в формировании которого речь приобретает особое значение. Процессы логического мышления опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами. Речь определяет ориентировочную часть деятельности, и только затем следует ее выполнение.
Еще о педагогике:
Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. В советской и зарубежной специальной литературе широко предст ...
Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса
Элементы контроля успеваемости известно было с древности. Как отмечает Жураковский, контроль за воспитанием обсуждались в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. Сведения о контро ...
Профессиограмма социального педагога
Разработка профессионального портрета как четко, научно и детально прописанного комплекса достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений и привычек) личности ведется на основе государственных квалификационных требований. Профессиограмма социального педагога представляет собой э ...