Смысловая сторона слов все больше привлекает к себе внимание исследователей языка.
Понятия «лексика» и «лексикология» наиболее подробно раскрыты Д.Н. Шмелевым .
Лексикой называют словарный состав языка, причем слова в этом случае имеют в виду в их индивидуальных (лексических – в противоположность грамматическим) значениях. Каждое слово способно обозначать те или иные предметы, признаки, явления действительности – это и характеризует слово как единицу лексики.
В.А. Синицын лексикологию называет как «раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка в его историческом развитии». В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения его лексического значения, употребления и происхождения,. Лексика русского языка имеет несколько пластов: исконно русский, старославянский, заимствованные слова; общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; неологизмы (новые), архаизмы и историзмы (устаревшие слова) и другие.
В соответствии с выбранной нами темой выпускной квалификационной работы «Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста» для нас представляют интерес устаревшие слова, которые главным образом сохраняются в составе книжной лексики и несут на себе особый стилистический отпечаток – отпечаток архаичности. Это устаревшие слова, но еще не вытесненные окончательно из языка. Такие слова обозначаются обычно как архаизмы (например, златой, ланиты, око, отныне и т.п.). Значительную группу архаизмов современного русского языка составляют старославянизмы: брег, град (‘город’) и др. В некоторых случаях в качестве архаизмов при вполне нейтральных словах старославянского происхождения выступают их исконно русские соответствия, например: враг – ворог, шлем – шелом и др.
Архаизмы – это слова, называющие такие предметы и понятия, которые сами по себе никак не устарели, но для обозначения, которых используются теперь другие слова. Поэтому архаизмам почти всегда можно найти достаточно точные соответствия среди слов нейтральной лексики: вежды – веки, доселе – до сих пор и т.д.
Иногда наряду с лексическими архаизмами выделяют также семантические архаизмы, обозначая этим термином устаревшие значения современных слов. Например, глагол ‘вещать’ имеет современное значение, которое сопровождается пометкой «специальное» – ‘передавать по радио’, а также устаревшее значение – ‘прорицать, изрекать’. Последнее можно назвать семантическим архаизмом. Не учитывая наличие у слова архаического значения, мы неправильно истолковали бы приведенный пример.
Кроме архаизмов в составе устаревшей лексики находятся так называемые историзмы. В отличие от архаизмов, слов, стилистически нейтральное выражение значений, которых в современном языке осуществляется другими словами, историзмы обозначают реалии, исчезнувшие к настоящему времени или ставшие неактуальными в современной жизни. Исчезновение реалий приводит к переходу их обозначений из активного словаря в пассивный, отмечают лингвисты. Историзмы современного русского языка относятся к реалиям разных эпох и народов. Обычно соответствующая приуроченность слова отмечается при его толковании (например, братина – «Ковш, употреблявшийся в старину для питья вина»; дворня – «При крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме»).
Некоторые из названий, обозначавших исторические реалии, были использованы для обозначения новых близких по функции предметов и таким образом совмещают в своей семантике исторические и актуальные значения (т.е. являются лишь «частичными историзмами»), например, значения существительного шлем: «1. Старинный металлический воинский головной убор, защищавший от ударов, стрел. 2. Специальный головной убор летчиков, танкистов, лыжников и др., а также особый головной убор для защиты от солнечных лучей. Кожаный шлем. Пробковый шлем. 3. Специальное устройство, предохраняющее голову и изолирующее ее от внешней среды. Водолазный шлем. Кислородный шлем (обеспечивающий поступление кислорода)». У других историческое значение совмещено с более отвлеченным переносным – глашатай, меч и т.д.
Еще о педагогике:
Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР
Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата « ...
Порядок выключения компьютера
После того, как работа за компьютером завершена, его нужно выключить. И делать это нужно аккуратно и правильно. Чтобы выключить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия: 1) завершить выполнение всех работающих прикладных программ. Если этого не сделать, то программы будут зав ...
Анализ содержания школьных учебников по астрономии
Проанализируем более подробно содержание учебников Б.А. Воронцова-Вельяминова (2001), Е. П. Левитана (1994), А. В. Засова и Э. В. Кононовича(1993) и самоучитель Д. Моше ''Астрономия'', курс которого легко можно использовать и как учебник по предмету (ограничимся этими учебниками как наиболее часто ...