Психологи отмечают взаимосвязь всех этих психических функций. Л.С. Выготский писал: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящие в действие». А восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. В связи с появлением и развитием апперцепции (влияния на восприятие собственного опыта) восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим, в нем выделяются произвольные действия (наблюдение, рассматривание, поиск), что в свою очередь оказывает влияние на речевое развитие ребенка. Это позволяет активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности.
Развитие воображения у детей прогрессирует от схематичных и бедных содержанием на младшей ступени возраста к началу творческого воображения у старших дошкольников, что позволяет им самостоятельно придумывать, сочинять сказки, рассказы, окончание сюжета картин, т.е. оперировать словом.
Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией в процессе познания слова и проходит большой путь своего становления. У младших дошкольников память непроизвольна, интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической. В четырехлетнем возрасте начинает формироваться произвольная память. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести в других видах деятельности, поскольку они нужны и в игре, и во время занятий и т.д. В старшем дошкольном возрасте произвольная память проходит основной путь своего развития, что позволяет надолго удерживать слово в памяти, увеличивать словарный запас, осуществить переход от речи ситуативной к контекстной, от диалогических форм речи к монологической.
В детском возрасте происходит переход от ситуативной речи, особенно характерной для маленького ребенка, к речи контекстной, преобладающей с 3-х летнего возраста и характерной для старших дошкольников.
С.Л. Рубинштейн вводит два понятия: понятие «ситуативной речи» и понятие «контекстной речи». В терминологии автора «ситуативная речь» ребенка – это то же самое, что термин конситуативная речь в современных концепциях развития речи. Это речь, понятная другому, благодаря той наглядной и конкретной ситуации, в которой осуществляется акт высказывания. «Контекстная речь» - это связная речь, которая сама по себе контекст; она должна быть понятна вне зависимости от той ситуации, когда имеет место данный ревой акт. «Контекстная речь» появляется у ребенка в ситуации, когда он должен построить связный рассказ о каком-либо событии, которое происходит не на глазах у слушающего,- будь то пересказ прочитанной сказки или случая, который произошел с ребенком накануне. Контекстной речи, считает автор, ребенка надо учить.
Таким образом, на основании сказанного выше можно сделать вывод о том, что возрастные анатомо-физиологические особенности ребенка определяют психическое своеобразие речи, определенный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребенка.
Еще о педагогике:
Виды заголовков
В связи с разнообразием заголовков их можно группировать, выделяя виды, образующие устойчивую традицию в истории литературы. В основу классификации А.В. Ламзиной положено соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, систе ...
Использование
дидактического ресурса кабинета информатики в условиях реализации различных
форм обучения информатике
Одним из основных принципов в дидактике был и остается принцип активности ученика в процессе обучения. Этот принцип подразумевает качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальны ...
Разработка и реализация управленческих решений в системе дошкольного
образования
Управлять дошкольным образованием – это значит целенаправленно воздействовать на управленческую систему дошкольного образовательного учреждения, а через нее – на воспитательно-образовательный процесс, для достижения максимальных результатов в развитии детей дошкольного возраста. Согласно теории упр ...