Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка

Страница 2

Своего наивысшего развития мышление достигает к концу старшего дошкольного возраста. Благодаря развитию мышления, памяти, воображения и восприятия меняется возможность ребенка оперировать со словом и познавать его значение. На разных этапах развития ребенка за значением стоят различные формы обобщения.

В результате в развитии речи дошкольника можно выделить несколько линий:

- развитие от диалогических форм речи к монологической,

- от речи ситуативной к речи контекстной и объяснительной,

- формирование интеллектуальной функции речи, планирующей и регулирующей практическое действие ребенка.

Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Оно тесно связано с развитием познавательной деятельности и с накоплением представлений об окружающей жизни с формированием элементов понятийного мышления.

Проанализировав лингвистическую, психологическую и педагогическую литературу по теме выпускной работы можно констатировать следующее:

1. Взаимосвязь психических процессов, происходящих в онтогенезе ребенка с раннего до старшего дошкольного возраста, оказывает огромное влияние на лингвистический аспект речевого развития: освоение детьми значения слов, накопление активного и пассивного словаря, расширение которого очень важно по всем группам слов, в том числе и устаревшим. Ведущая роль при этом принадлежит процессу мышления.

2. Основные механизмы формирования значения слова на ранних этапах развития речи ребенка, которые определяются следующими ступенями:

ситуативная закрепленность;

предметная соотнесенность (денотативное значение);

понятийная соотнесенность (синификативное значение).

На следующих этапах рассмотрели, как идет формирование сигнификативных значений слова, т.е. возникновение собственного значения слова, понимаемого как совокупность лексико-семантических вариантов. Значения детских слов динамичны.

3. На ранних этапах в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия, является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка.

Знание лингвистических особенностей освоения детьми значения слов и психологических процессов, участвующих в этом необходимы нам для выявления в следующей главе особенностей толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста через констатирующий эксперимент (опрос детей), анализ продуктов детской деятельности и анкетирование родителей и педагогов ДОУ.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Роль игры в процессе изучения английского языка
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к ...

Взаимодействие современной школы и современного телевидения
. “образование” сегодня — это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. “Активную” — потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется пусть и не “вечного”, но хотя бы “разумного, доброго”, ил ...

Взаимосвязь мелкой моторики и функций мозга и использование этой взаимосвязи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие ВНД ребёнка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонител ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru