Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 3

Проанализируем таблицу 2 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

в свой удел (через море улетел): получено 5 ответов, из них все дети при толковании слова опираются на контекст сказки, используют при этом однокоренное слово: улетел, прилетел, полетел; слово удел каждый ребенок заменяет другим словом: Оля Е.(6.0.) – царство; Катя К.(6.1.) – дом; Рома М.(6.6.) – город; Аня П.(6.0.) – мама; Лера С.(6.4.) – дела.

Таким образом, с одной стороны ребенок использует глагол активного действия, понимает, что это какое-то место, но с другой стороны это место определяется им широко: от мамы до царства и в результате устаревшее слово удел все дети понимают неправильно.

чудо: получено 5 ответов, из них 4 детей (Катя К. 6.1., Рома М. 6.6., Аня П. 6.0., Лера С. 6.4.) при толковании слова пытаются правильно объяснить его, дают описательные эпитеты, обращают внимание на красоту и неожиданность: не оторвать глаз; никто не видел; первый раз увидели; очень красиво;

1 ребенок (Оля Е. 6.0.) опирается на производную основу и строит от нее производящую основу: чудо – чудеса.

Таким образом, у детей наблюдается совершенно другое, противоположное понимание слова, так как они не опираются на основной семантический компонент толкования слова чудо в словаре - всякое явление, которое мы не умеем объяснить.

(корабельщики) дивятся: получено 5 ответов, из них 3 ребенка (Оля Е. 6.6., Катя К. 6.1., Аня П. 6.0.) опираются при толковании на звуковое созвучие: дивятся – видят, видели, увидели и толкуют его неверно;

1 ребенок (Рома М. 6.6.) опирается на семантический компонент толкования слова дивятся в словаре – вещь или дело редкое, объясняя, что это очень красивый остров;

1 ребенок (Лера С. 6.4.) опирается на единый корень див и строит новое слово: дивятся – удивляются и через него правильно толкует данное слово.

не тужи: получено 5 ответов, из них 1 ребенок (Катя К. 6.1.) при толковании использует не синонимы: не волнуйся, не болей;

1 ребенок (Рома М. 6.6.) опирается при толковании на созвучие для непроизводного слова: не тужи – не дрожи, кроме того, он заменяет устаревшее слово не синонимом: не пугайся и в результате понимает слово не тужи неправильно;

3 детей (Оля Е. 6.0., Аня П. 6.0., Лера С. 6.4.) опираются при толковании на синонимичные слова: не плачь, не грусти, не расстраивайся, и в результате слово не тужи толкуют правильно.

пир: получено 5 ответов, из них все дети по своему понимают значение слова, толкуют его правильно и к тому же описательно: праздник, веселье, одевают костюмы, много вкусного на столе, концерт показывают.

Третья серия

Ход исследования аналогичный предыдущим сериям. Читали русскую народную сказку «Крошечка-Хаврошечка». Выясняли, какое толкование дети дадут словам: журить, холсты, лихо.

Обработка данных 3-ой серии эксперимента

Полученные нами данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Толкование устаревших слов детьми в сказке «Крошечка-Хаврошечка»

Произведение

Устаревшее

слово

Толкование по словарю

Имена детей, участвующих в опросе

Оля Е. (6.0)

Маша К. (6.8)

Лера Ст.(6. 4)

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Журить

Бранить, выговаривать кому-либо, гонять

Толкают, бьют, обзывают

Ничего не дают и ни капельки воды, только работать заставляют

Еще больше и больше работы дают, отдыхать не дают ни днем, ни ночью

Холсты

Холст – простая грубая ткань, льняная или конопляная, толстое полотно

Полотно

Его из ниток шьют

Это ткань

Лихо

Зло

Горя не знали, жили долго и счастливо и умерли в один день

Она не знала зла, и ее никто не ругал

Любили друг друга

Вика С.(6.6)

Полина Б. (6.8.)

Никита К.(6.0.)

Катя К. (6.1.)

Журить

Бранить, выговаривать кому-либо, гонять

Много, много заданий дают

Ей не дают отдыхать

Ее обижают и кушать не дают

Обзывают

Холсты

Холст – простая грубая ткань, льняная или конопляная, толстое полотно

Это ткань из белых ниток

Это трубы из ткани

Это трубочки из ткани

Это коврики завернутые

Лихо

Зло

Забыла про злую мачеху

Крошечка-Хаврошечка знала как делать работу по дому, а дочки мачехи не знали

Зла не знали

Никто не ругал и не подгонял что-нибудь делать

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Работа логопеда с речевыми нарушениями у умственно отсталых детей
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей. Работа осложняется характерной для этих детей слабостью самыкательной функции коры, трудностью образования новых условнорефлектор-ных связей, что обусловлива ...

Эмоциональное благополучие ребенка
Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в учебном (воспитательном) учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция, успешность в сфере общения и познавательной деятельности ...

Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Изучением проблемы творческих способностей и творч ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru