Проанализируем таблицу 2 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:
в свой удел (через море улетел): получено 5 ответов, из них все дети при толковании слова опираются на контекст сказки, используют при этом однокоренное слово: улетел, прилетел, полетел; слово удел каждый ребенок заменяет другим словом: Оля Е.(6.0.) – царство; Катя К.(6.1.) – дом; Рома М.(6.6.) – город; Аня П.(6.0.) – мама; Лера С.(6.4.) – дела.
Таким образом, с одной стороны ребенок использует глагол активного действия, понимает, что это какое-то место, но с другой стороны это место определяется им широко: от мамы до царства и в результате устаревшее слово удел все дети понимают неправильно.
чудо: получено 5 ответов, из них 4 детей (Катя К. 6.1., Рома М. 6.6., Аня П. 6.0., Лера С. 6.4.) при толковании слова пытаются правильно объяснить его, дают описательные эпитеты, обращают внимание на красоту и неожиданность: не оторвать глаз; никто не видел; первый раз увидели; очень красиво;
1 ребенок (Оля Е. 6.0.) опирается на производную основу и строит от нее производящую основу: чудо – чудеса.
Таким образом, у детей наблюдается совершенно другое, противоположное понимание слова, так как они не опираются на основной семантический компонент толкования слова чудо в словаре - всякое явление, которое мы не умеем объяснить.
(корабельщики) дивятся: получено 5 ответов, из них 3 ребенка (Оля Е. 6.6., Катя К. 6.1., Аня П. 6.0.) опираются при толковании на звуковое созвучие: дивятся – видят, видели, увидели и толкуют его неверно;
1 ребенок (Рома М. 6.6.) опирается на семантический компонент толкования слова дивятся в словаре – вещь или дело редкое, объясняя, что это очень красивый остров;
1 ребенок (Лера С. 6.4.) опирается на единый корень див и строит новое слово: дивятся – удивляются и через него правильно толкует данное слово.
не тужи: получено 5 ответов, из них 1 ребенок (Катя К. 6.1.) при толковании использует не синонимы: не волнуйся, не болей;
1 ребенок (Рома М. 6.6.) опирается при толковании на созвучие для непроизводного слова: не тужи – не дрожи, кроме того, он заменяет устаревшее слово не синонимом: не пугайся и в результате понимает слово не тужи неправильно;
3 детей (Оля Е. 6.0., Аня П. 6.0., Лера С. 6.4.) опираются при толковании на синонимичные слова: не плачь, не грусти, не расстраивайся, и в результате слово не тужи толкуют правильно.
пир: получено 5 ответов, из них все дети по своему понимают значение слова, толкуют его правильно и к тому же описательно: праздник, веселье, одевают костюмы, много вкусного на столе, концерт показывают.
Третья серия
Ход исследования аналогичный предыдущим сериям. Читали русскую народную сказку «Крошечка-Хаврошечка». Выясняли, какое толкование дети дадут словам: журить, холсты, лихо.
Обработка данных 3-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Толкование устаревших слов детьми в сказке «Крошечка-Хаврошечка»
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | |||
Оля Е. (6.0) |
Маша К. (6.8) |
Лера Ст.(6. 4) | ||||
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» |
Журить |
Бранить, выговаривать кому-либо, гонять |
Толкают, бьют, обзывают |
Ничего не дают и ни капельки воды, только работать заставляют |
Еще больше и больше работы дают, отдыхать не дают ни днем, ни ночью | |
Холсты |
Холст – простая грубая ткань, льняная или конопляная, толстое полотно |
Полотно |
Его из ниток шьют |
Это ткань | ||
Лихо |
Зло |
Горя не знали, жили долго и счастливо и умерли в один день |
Она не знала зла, и ее никто не ругал |
Любили друг друга | ||
Вика С.(6.6) |
Полина Б. (6.8.) |
Никита К.(6.0.) |
Катя К. (6.1.) | |||
Журить |
Бранить, выговаривать кому-либо, гонять |
Много, много заданий дают |
Ей не дают отдыхать |
Ее обижают и кушать не дают |
Обзывают | |
Холсты |
Холст – простая грубая ткань, льняная или конопляная, толстое полотно |
Это ткань из белых ниток |
Это трубы из ткани |
Это трубочки из ткани |
Это коврики завернутые | |
Лихо |
Зло |
Забыла про злую мачеху |
Крошечка-Хаврошечка знала как делать работу по дому, а дочки мачехи не знали |
Зла не знали |
Никто не ругал и не подгонял что-нибудь делать |
Еще о педагогике:
Работа логопеда с речевыми нарушениями у умственно отсталых детей
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей. Работа осложняется характерной для этих детей слабостью самыкательной функции коры, трудностью образования новых условнорефлектор-ных связей, что обусловлива ...
Эмоциональное благополучие ребенка
Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в учебном (воспитательном) учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция, успешность в сфере общения и познавательной деятельности ...
Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей
младших школьников
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Изучением проблемы творческих способностей и творч ...