Например:
«пир– праздник»;
«шлем– железная каска»;
«хоромы– большой красивый дом».
10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.
Например:
«чудо– очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз».
11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.
Например:
«бранят– обзывают»;
«не тужи– не грусти, не плачь, не расстраивайся».
12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.
Например:
«хоромы– палаты, царский, и дом, где царь живет».
13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.
Например:
«шлем– это, чтобы при битве микробы в голову не попали».
14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).
Например:
«корячиться– прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку»;
«колчан– сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя».
Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия – идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм – из металла.
Например:
«мочи нет– мочи нет идти»;
«кольчуга– костюм из металла».
Анализ полученных результатов опроса детей позволил сделать вывод, что дети имеют представления о значении лишь некоторых устаревших слов и испытывают трудности при толковании без наглядной опоры и по причине наибольшего удаления от детей устаревшей лексики, используя при этом совершенно разные способы для толкования и понимая их правильно и неправильно.
Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.
Еще о педагогике:
Анализ состояния проблемы использования самостоятельных
работ в методике преподавания естествознания
Самостоятельность ученика на уроках окружающего мира выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сло ...
Анализ работы воспитателя по развитию детей дошкольного возраста с
использованием дидактических игр
Эксперимент проводился на базе МДОУ–429 г. Челябинска в период с 2000 по 2001 г.г. в II младшей группе. Методика изучения развития детей дошкольного возраста через дидактические игры состояла из нескольких этапов: начального, основного, завершающего. Рассмотрим подробно выделенные этапы. I этап (на ...
Сущность педагогики сотрудничества
В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Традиционное об ...