Проанализируем таблицу 3 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:
журить: получено 7 ответов, из них 2 ребенка (Оля Е. 6.0., Катя К. 6.1.) опираются на основной семантический компонент толкования слова журить в словаре - бранить: обзывают;
5 детей (Маша К. 6.8., Лера С. 6.4., Вика С. 6.6., Полина Б. 6.8., Никита К. 6.0.) опираются на второстепенный семантический компонент толкования слова журить в словаре – гонять: толкают, бьют; отдыхать не дают; много работы дают, при этом Маша К.(6.8.) и Лера С.(6.4.) при толковании описывают состояние действия персонажа сказки.
То есть, все дети понимают правильно значение слова, используя при этом замену слова журить синонимами, близкими к толкованию слова по словарю.
холсты: получено 7 ответов, практически все 7 детей на наглядной основе опираются при толковании на слова одной лексико-семантической группы – ткань, полотно, при этом 2 ребенка (Вика С. 6.6., Маша К. 6.8.) дают описание цвета этой ткани и процесса изготовления холста: шьют из ниток; ткань из белых ниток; а 3 детей (Полина Б. 6.8., Никита К. 6.0., Катя К. 6.1.) добавляют, что ткань завернута в трубочки, коврики: трубы из ткани, коврики завернутые, т.е. дети лишь увидев на иллюстрации, смогли объяснить, что холсты – это ткань, причем только 1 ребенок (Оля Е. 6.0.) назвал их полотном, но состав и качество этой ткани, данное в толковом словаре, дети не знают (грубая льняная или конопляная ткань, толстое полотно).
То есть слово холсты дети понимают только при опоре на наглядность.
лихо: получено 7 ответов, из них 5 детей (Оля Е. 6.0., Маша К. 6.8., Лера С.6.4., Катя К. 6.1., Никита К. 6.0.) дают при толковании антонимичные ответы, противоположные значению устаревшего слова лихо по словарю: любили друг друга, не знала горя и зла;
1 ребенок (Полина Б. 6.8.) идеализирует героиню – Хаврошечку и дает ей положительную характеристику: знала как делать работу по дому, а дочкам мачехи дает отрицательную характеристику: не знали как делать работу по дому, и дает устаревшему слову на основании этого подобное толкование;
для того, чтобы понять высказывание еще 1 ребенка (Вика С. 6.6.), мы можем предположить, что мачеху она ассоциирует со злом, которое та принесла Хаврошечке, в результате ребенок опирается на основной семантический компонент толкования слова лихо в словаре – зло.
То есть из сказанного выше можно сделать вывод, что значение слова лихо дети вообще не знают.
Четвертая серия
Ход исследования аналогичный предыдущим. Читали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Выясняли, какое толкование дети дадут словам: мочи нет, ведомо, хоромы.
Обработка данных 4-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Толкование устаревших слов детьми в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | |||
Оля Е.(6.0.) |
Маша К.(6.8.) |
Лера С.(6.4.) | ||||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Мочи нет |
Нет сил, терпенья сделать что-либо |
Силы нет идти |
Не может терпеть, очень хочет пить |
Сухо в горле, хочется воды попить побыстрей | |
Ведомо |
Известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется; конечно так, бесспорно |
Знал |
Козленочек знал, что ведьма утопит Аленушку. |
Все знал | ||
Хоромы |
Большой дом с множеством комнат для богатых людей |
Палаты, много комнат |
Царский дом |
Дом, где царь живет | ||
Вика С.(6. 6) |
Полина Б.(6.8) |
Никита К.(6.0) |
Катя К(6.1 ) | |||
Мочи нет |
Нет сил, терпенья сделать что-либо |
Жарко, колодец далеко, пить хочется |
Хочется попить |
Не терпится козленочку, пить хочется сильно |
Терпеть не может, захотел пить | |
Ведомо |
Известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется; конечно так, бесспорно |
Знал козленочек |
Знал, что с Аленушкой ведьма сделала | |||
Хоромы |
Большой дом с множеством комнат для богатых людей |
Дом, где жила Аленушка с женихом |
Дом большой и богатый |
Большой красивый дом для Аленушки, ее братца и купца |
Дом большой |
Еще о педагогике:
Организация работы психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, конс ...
Опытно-экспериментальное исследование по развитию
конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 11 комбинированного типа г. Комсомольска-на-Амуре в 2009-2010 учебном году с детьми 5-го года жизни, условно разделённых на две группы по восемь человек. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление условия сформированности конструктивны ...
Основные методические требования к составлению и использованию
опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе
В соответствии с принципом системности обучения работу преподавателя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа: 1) этап обобщения; 2) этап укрупнения; 3) этап фиксирования созданной структуры содержания. На первом этапе происходит осмысление содержания преподаваемого материала: ...