Проанализируем таблицу 1 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:
толоконный лоб: получено 5 ответов, из них двое детей
(Рома М. 6.6 и Саша К. 6.4) опираются на содержание сказки и жизненный опыт: крестик носит; не хотел работать и балдел;
1 ребенок (Сережа С. 6.7.) при толковании слова устанавливает ассоциацию со сказочным персонажем – Циклопом: один глаз на лбу;
у 2-х детей (Лера Р. 6.6., Маша К. 6.8.) неправильное понимание слова, далекое от реального и объяснение его следующим образом: толоконный лоб - это злой человек; человек, которому лоб измазали толокном.
То есть, можно сделать вывод, что все дети неправильно толкуют данное устаревшее слово.
полба: получено 5 ответов, из них трое детей (Рома М. 6.6., Саша К. 6.4., Маша К. 6.8.) при толковании используют слова одной лексико-семантической группы – каша: каша рисовая, каша гречневая;
двое детей (Лера Р. 6.6., Сережа С. 6.7.) ассоциируют слово полба с пищей: рожки с котлетой; суп молочный с рисом.
Таким образом, при толковании слова все дети опираются на контекст и вареную полбу ассоциируют с любым первым или вторым блюдом.
тягаться: получено пять ответов, из них 1 ребенок (Маша К. 6.8.) не понимает значения слова (чтоб за ним ходил);
4 детей (Лера Р.6.6., Рома М. 6.6., Саша К. 6.4., Сережа С.6.7.) понимают силовой компонент, элемент соревновательности и опираются при толковании на него и на основной семантический компонент толкования слова в словаре – пытать силу: не догнать; не победить, не перегнать; соревноваться; это бой, когда не помириться.
То есть, в основном все дети понимают значение слова тягаться.
оброк: получено 5 ответов, из них все дети, опираясь на контекст сказки, понимают, что оброк представляет собой какую-то ценность: золото, богатство, деньги; кроме того, из них 2 детей (Лера Р. 6.6., Маша К. 6.8.) при толковании слова опираются на созвучие для непроизводного слова: оброк – мешок.
То есть, дети не понимают значение слова оброк.
корячиться: получено 5 ответов, из них 4 детей (Маша К. 6.8., Саша К. 6.4., Рома М.6.6., Лера Р. 6.6.) глагол корячиться заменяют глаголом действия - нагибается, ползет, прячется, при этом 2 детей (Лера Р. 6.6., Рома М.6.6.) устаревшее слово при толковании используют в расширенном значении: прячется, чтобы не нашли его; нагибается и идет потихоньку;
1 ребенок (Сережа С. 6.7.) глагол корячиться заменяет глаголом, обозначающим состояние человека во время страха – боится.
То есть, слово корячиться дети тоже толкуют неправильно
Проанализировали особенности толкования устаревших слов детьми и выяснили, что без наглядной опоры дети не могут дать правильное толкование многим словам, у детей присутствуют как одинаковые, так и совершенно разные ответы (оброк – это золото, золота целый мешок; богатство, деньги).
Вторая серия
Ход исследования аналогичный первой серии. Читали произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Выясняли, какое толкование дети дадут словам: пир, не тужи, дивятся (корабельщики), чудо, в свой удел (через море улетел).
Обработка данных 2-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Толкование устаревших слов детьми в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | ||||
Оля Е. (6.0) |
Катя К. (6.1 ) |
Рома М. (6.6) |
Аня П. (6.0) |
Лера Ст. (6. 4 ) | |||
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
В свой удел (через море улетел) |
Княжество, область, владения князя |
В свое царство улетел |
Домой полетел |
В свой город, откуда прилетел |
К своей маме улетел |
По своим делам полетел |
Чудо |
Всякое явление, которое мы не умеем объяснить |
Видят, что происходят такие чудеса, которых не бывает, они придуманы |
Это прелесть, невозможно оторвать от нее глаз |
Это то, что никогда, нигде, ни в мире, ни в городах никто не видел |
Это очень красиво |
Первый раз это увидели | |
(корабельщики) дивятся |
От слова «диво» - чудо, диковина, вещь или дело редкое, удивительное |
Чудеса видят |
Никогда не видели этого |
Очень красивый остров |
Первый раз такое увидели |
Удивляются | |
Не тужи |
Тужить, горевать, печалиться, жалеть |
Не плачь |
Не волнуйся, не болей |
Не пугайся, не дрожи |
Не грусти |
Не расстраивайся | |
Пир |
Многолюдное угощение, большой званный обед, ужин, иногда с музыкой, плясками и др. потехами |
Праздник, веселье, костюмы одевают |
Когда много вкусного на столе |
Концерт показывают, вино пьют, песни поют |
Песни поют |
К нему готовятся, все покупают, наряжаются, маски одевают |
Еще о педагогике:
Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении
Г.А. Цукерман: «В школьном обучении ″у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализи ...
Диагностика уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации на констатирующем этапе
В начале 2008–2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты: 1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет. Этот тест может быть использован для измерения: 1) зрительной перцепции; 2) ...
Формы организации физкультурной деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляю в следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятия физической культурой в зале и на воздухе, досуговая деятельность. Очень важно организовать утренний отрезок таким ...