Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 2

Проанализируем таблицу 1 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

толоконный лоб: получено 5 ответов, из них двое детей

(Рома М. 6.6 и Саша К. 6.4) опираются на содержание сказки и жизненный опыт: крестик носит; не хотел работать и балдел;

1 ребенок (Сережа С. 6.7.) при толковании слова устанавливает ассоциацию со сказочным персонажем – Циклопом: один глаз на лбу;

у 2-х детей (Лера Р. 6.6., Маша К. 6.8.) неправильное понимание слова, далекое от реального и объяснение его следующим образом: толоконный лоб - это злой человек; человек, которому лоб измазали толокном.

То есть, можно сделать вывод, что все дети неправильно толкуют данное устаревшее слово.

полба: получено 5 ответов, из них трое детей (Рома М. 6.6., Саша К. 6.4., Маша К. 6.8.) при толковании используют слова одной лексико-семантической группы – каша: каша рисовая, каша гречневая;

двое детей (Лера Р. 6.6., Сережа С. 6.7.) ассоциируют слово полба с пищей: рожки с котлетой; суп молочный с рисом.

Таким образом, при толковании слова все дети опираются на контекст и вареную полбу ассоциируют с любым первым или вторым блюдом.

тягаться: получено пять ответов, из них 1 ребенок (Маша К. 6.8.) не понимает значения слова (чтоб за ним ходил);

4 детей (Лера Р.6.6., Рома М. 6.6., Саша К. 6.4., Сережа С.6.7.) понимают силовой компонент, элемент соревновательности и опираются при толковании на него и на основной семантический компонент толкования слова в словаре – пытать силу: не догнать; не победить, не перегнать; соревноваться; это бой, когда не помириться.

То есть, в основном все дети понимают значение слова тягаться.

оброк: получено 5 ответов, из них все дети, опираясь на контекст сказки, понимают, что оброк представляет собой какую-то ценность: золото, богатство, деньги; кроме того, из них 2 детей (Лера Р. 6.6., Маша К. 6.8.) при толковании слова опираются на созвучие для непроизводного слова: оброк – мешок.

То есть, дети не понимают значение слова оброк.

корячиться: получено 5 ответов, из них 4 детей (Маша К. 6.8., Саша К. 6.4., Рома М.6.6., Лера Р. 6.6.) глагол корячиться заменяют глаголом действия - нагибается, ползет, прячется, при этом 2 детей (Лера Р. 6.6., Рома М.6.6.) устаревшее слово при толковании используют в расширенном значении: прячется, чтобы не нашли его; нагибается и идет потихоньку;

1 ребенок (Сережа С. 6.7.) глагол корячиться заменяет глаголом, обозначающим состояние человека во время страха – боится.

То есть, слово корячиться дети тоже толкуют неправильно

Проанализировали особенности толкования устаревших слов детьми и выяснили, что без наглядной опоры дети не могут дать правильное толкование многим словам, у детей присутствуют как одинаковые, так и совершенно разные ответы (оброк – это золото, золота целый мешок; богатство, деньги).

Вторая серия

Ход исследования аналогичный первой серии. Читали произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Выясняли, какое толкование дети дадут словам: пир, не тужи, дивятся (корабельщики), чудо, в свой удел (через море улетел).

Обработка данных 2-ой серии эксперимента

Полученные нами данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Толкование устаревших слов детьми в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Произведение

Устаревшее

слово

Толкование

по словарю

Имена детей, участвующих в опросе

Оля Е.

(6.0)

Катя К.

(6.1 )

Рома М.

(6.6)

Аня П.

(6.0)

Лера Ст.

(6. 4 )

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

В свой удел

(через море улетел)

Княжество, область, владения князя

В свое царство улетел

Домой полетел

В свой город, откуда прилетел

К своей маме улетел

По своим делам полетел

Чудо

Всякое явление, которое мы не умеем объяснить

Видят, что происходят такие чудеса, которых не бывает, они придуманы

Это прелесть, невозможно оторвать от нее глаз

Это то, что никогда, нигде, ни в мире, ни в городах никто не видел

Это очень красиво

Первый раз это увидели

(корабельщики)

дивятся

От слова «диво» - чудо, диковина, вещь или дело редкое, удивительное

Чудеса видят

Никогда не видели этого

Очень красивый остров

Первый раз такое увидели

Удивляются

Не тужи

Тужить, горевать, печалиться, жалеть

Не плачь

Не волнуйся, не болей

Не пугайся, не дрожи

Не грусти

Не расстраивайся

Пир

Многолюдное угощение, большой званный обед, ужин, иногда с музыкой, плясками и др. потехами

Праздник, веселье, костюмы одевают

Когда много вкусного на столе

Концерт показывают, вино пьют, песни поют

Песни поют

К нему готовятся, все покупают, наряжаются, маски одевают

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении
Г.А. Цукерман: «В школьном обучении ″у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализи ...

Диагностика уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации на констатирующем этапе
В начале 2008–2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты: 1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет. Этот тест может быть использован для измерения: 1) зрительной перцепции; 2) ...

Формы организации физкультурной деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляю в следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятия физической культурой в зале и на воздухе, досуговая деятельность. Очень важно организовать утренний отрезок таким ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru