Самостоятельность ученика на уроках окружающего мира выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника на уроках окружающего мира характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Внешними признаками самостоятельности учащихся на уроках окружающего мира являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилия воспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи
Степень проявления учащимися самостоятельности зависит от имеющегося у них опыта, от общего уровня их самостоятельной работы в процессе изучения биологических и других учебных предметов. Самостоятельность учащихся даже в одном классе может сильно варьировать. Одни учащиеся проявляют инициативу, предпринимают новые поиски, в решении определенной учебной задачи, применяют имеющиеся у них знания в новых условиях; другие обнаруживают беспомощность в выполнении довольно простых учебных задач, поэтому нуждаются в разъяснении любого нового вопроса, во всех действиях проявляют нерешительность. У таких учащихся редко возникают вопросы, они привыкли делать «от» и «до», при малейших затруднениях становятся в тупик. Есть и такие учащиеся, которые проявляют больше самостоятельности либо в умственной, либо в практической деятельности, связанной больше с физическими усилиями. Отсюда ясно, насколько важно для правильной организации учебной работы учитывать различную степень самостоятельности учащихся в классе.
Методисты А.А. Вахрушев и Д.Д. Данилов («Система контроля в курсе окружающего мира») считают, что самостоятельные работы носят обучающий характер, поэтому они не обязательны и используются при необходимости по решению учителя. Цель самостоятельных работ - выявить своевременно, устранить имеющиеся пробелы в знаниях.
Ямалтдинова Д.Г. («Организация самостоятельной деятельности учащихся») считает, что самостоятельная работа учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.
И. Д. Зверев в статье «Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе» обращает внимание на то, что укреплять у учащихся интерес к самостоятельной работе учитель может, исходя из продуманной системы самостоятельных работ. Привычка самостоятельно работать (как и любая другая) складывается в процессе повторения и тренировки. Повторность укрепляет вновь вырабатываемый вид деятельности учащихся, делает ее обычной, приятной и переходит в потребность.
Таким образом, Григорьева Е.В. выделяет три значения понятия «самостоятельная работа»:
ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;
от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; - выполнение работы строго не регламентировано;
ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.
Чаще всего понятие самостоятельной работы в дисциплине «Окружающий мир» используется в первом значении.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся - это работа по заданиям педагога (или по заданиям, помещенных в учебных пособиях, обучающих программах) без непосредственного участия педагога (Б.П. Есипов).
В методике преподавания дисциплины «Окружающий мир» существуют различные взгляды на проблему внедрения самостоятельной работы на уроках окружающего мира. О самостоятельной работе в теории преподавания окружающего мира упоминалось еще в дореволюционный период. На практике передовых дореволюционных школ было создано большинство методических разработок, данные которых использовались впоследствии. Это, прежде всего принцип активного завоевания знаний - при помощи самостоятельных работ учащихся. Этот принцип реализовался в процессе проведения практических лабораторных занятий и экскурсий. Уже в данный период в своих статьях на методические темы А.Я. Герд отстаивал такие передовые методы обучения, как самостоятельные наблюдения учащихся, проведение лабораторных работ. Он не написал курса общей методики, но все его сочинения дают богатый материал для построения строго продуманной методической системы, основанной на дарвиновской, материалистической идее, планомерно развивающей мировоззрение и навыки самостоятельной работы учащихся путем непосредственного изучения объектов живой природы в школе, дома и на экскурсиях.
Еще о педагогике:
Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных
методиках обучения
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов. Современные принципы дидактики обуславливают требования ко ...
Модель специалиста, как основа создания учебного плана
Одной из актуальнейших задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании и технологиях подготовки специалиста, что влечет за собой изменения в понимании основных детерминант высшего профессионального образования — целей и содержания. Сод ...
Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
Основными задачами деятельности социального педагога являются следующие: 1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем: • повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; • вовлечения в образовательное пространство детского са ...