Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;
какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний;
Е.А. Тупичкина и И.В. Крючкова в своих исследованиях утверждают, что иногда учителя забывают о возможности организации самодеятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:
актуализация знаний учащихся;
изучение новых знаний;
закрепление и повторение знаний и умений учащихся;
проверка знаний и умений учащихся
Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:
путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;
путем усложнения содержания задания:
путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.
При планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, В.К. Буряк предлагает учителю предварительно самому выполнить задание для самостоятельной работы учащихся. Тогда время, затраченное учителем на выполнение одного задания, необходимо умножить на 3 — именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. В ходе выполнения задания учитель сможет понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся.
С целью осуществления контроля и оказания помощи учащимся Р.И.Шикона и И.Г.Калинина предлагают учителю заготовить карточки с образцами выполнения заданий, предлагаемых ученику, или записать образец решения на доске. После выполнения задания ученик сможет проверить его самостоятельно по образцу.
Педагогически целесообразно варьировать способы постановки задач и инструктаж самостоятельной работы учащихся. В частности, возможна такая постановка заданий, когда способ их выполнения учитель не дает в форме готовой инструкции. Это, несомненно, способствует самостоятельному творческому поиску учащимися методов работы. Однако такой прием, возможно, применить при условии уже сложившихся навыков самостоятельной работы.
На выполнение самостоятельных работ отводится 5-10 минут. Однако в зависимости от конкретных условий объем самостоятельной работы, и время выполнения могут корректироваться. Ученик имеет право многократно работать над своими ошибкам до тех пор, пока не научится. При пересдаче ученики выполняют те задания, которые вызывали у них затруднение. Отметки за задания самостоятельных работ рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок.
А поэтому высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошо подготовиться к выполнению проверочных работ.
Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков можно провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.
Карцева И.Д. и Шубкина Л.С. считают, что самостоятельную работу нельзя считать методом обучения, так как самостоятельность должна проявляться и при слушании рассказа, и при демонстрации наглядности, и при выполнении практической работы. Существенными признаками самостоятельной работы учащихся является работа по заданию учителя, специально отведенное время для самостоятельной работы, выполнение заданий всеми учащимися с обязательной фиксацией их результатов.
Таким образом, можно сказать, что применение самостоятельной работы на уроках «Окружающего мира» способствует развитию самостоятельности младшего школьника. Самостоятельная работа помогает ребенку научиться ставить перед собой определенные цели и находить пути их достижения, а также повышать уровень знаний по предмету, работать над заданиями без помощи учителя. Для того чтобы правильно использовать самостоятельную работу в обучении необходимо учитывать психолого- педагогическую характеристику младшего школьника, которую и рассмотрим в следующем параграфе.
Еще о педагогике:
Особенности организации учебного процесса
Кредитная система обучения – образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Кредит – унифицирова ...
Социальное окружение детей в домах ребенка
Еще Н.М. Щелованов указывал на то, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут успешно развиваться только лишь при условии хорошо организованной педагогической работы. Он же указывал на факторы, которые служат причиной нарушений развития: безразличие к детям персонала, равнодушие к подаваемым и ...
Планирование как основа организации физкультурно-оздоровительной работы
Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. Прежде, чем приступать к планированию, н ...