Крупская Н.К. считала, что при организации учебной работы учитель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую дисциплину, всемирно приучая детей к работе с книгой и другим видам самостоятельной работы.
А.Н. Бекетов установил ценное предположение о том, что к самостоятельности учащихся необходимо приучать планомерно и поставил самые существенные проблемы методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами.
Впоследствии вопросу введения самостоятельных работ в процесс обучения младших школьников стали уделять внимание Л.Н. Никонова, К.П. Ягодовский. В 1911г. Б.Е. Райков выдвинул идею применения опытно - исследовательского метода в преподавании естественных наук. Характерной чертой этого метода являлась самостоятельная работа учащихся .
С 1931 года до настоящего времени упоминания о включении самостоятельных работ в программу школьного обучения было в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. В нем было дано указание о том, что «надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания в меру овладения определенным курсом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа в лабораториях, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебных целях и т. п.)».
В начале XX века главное внимание обращается на методы, и разрабатываются две формы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная и практическая. Последние приобретают характер самостоятельных работ, проводимых учащимися по заданиям-инструкциям. На основе этих занятий возник новый «моторный» (двигательный) метод, который определяется методистом-преподавателем Лесного коммерческого училища Б. Е, Райковым (1911) как «опытно-исследовательский» («открывающий») метод.
Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом перестроила все народное образование. Многочисленные сословные школы царского времени сменила единая трудовая общеобразовательная школа для совместного обучения мальчиков и девочек. Главной задачей советской школы стало воспитание материалистического, антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание в труде и в связи с производительным трудом, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. А поэтому применяемые формы и методы позволяли развивать у школьников самостоятельность.
В современный период проблема самостоятельной работы стала рассматриваться методистами Клепининой З.А., Скаткиным М.Н., Мельчаковым Л.Ф Завитаевым П. А
На современном этапе преподавания окружающего мира в связи с сокращением срока начального обучения были разработаны новые программы начальной школы, в том числе и по естествознанию. В основу этих программ и легло теоретическое положение о том, что усвоение знаний должно происходить в условиях целенаправленной учебной деятельности детей, при их высокой активности и самостоятельности, не исключающей помощи со стороны учителя .
В настоящее время методист Е.М.Пакулова считает, что понятие «самостоятельные» работы предполагает практическую, самостоятельную деятельность школьников по приобретению и усвоению знаний. Чем чаще дети получают задания для самостоятельного выполнения и осмысления, тем больше возможностей у учителя выработать у них привычку и потребность к самостоятельному овладению знаниями.
Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого- педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.
Еще о педагогике:
Результаты анкетирования родителей и педагогов
На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов. Анкетирование родителей Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики. Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителе ...
Методические аспекты изучения линий второго порядка в школьном курсе
алгебры 7-9 классов
Анализ содержания темы «Линии 2го порядка» в школьных учебниках. (учебники по алгебре под редакцией Г. В. Дорофеева, Ш. Ф. Алимова, А. Г. Мордковича) Обязательной и неотъемлемой частью учебного процесса, а также изучения линий второго порядка является тематическое планирование и учебники. Из анализ ...
Выявление нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и
знаний детьми истории и культуры родного поселка
На констатирующем этапе эксперимента первым нашим шагом было решение первоочередной задачи - изучение нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детей истории и культуры родного поселка. Опираясь на исследования Космачевой Н.В. о том, что диагностический материал по выявлению уровня сформир ...