Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника

Статьи о педагогике » Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик » Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника

Страница 1

Нам приходится наблюдать поведение человека в различных жизненных обстоятельствах: при успехе, несчастье, опасности, ссоре и т. д. И мы знаем ог­ромное множество проявлений эмоциональной жизни человека, которые раз­личны по своему содержанию, по форме, по их значению и длительности протекания. Между многими из этих эмоциональных откликов нелегко провести границу, т. к. они связаны друг с другом отдельными, иногда мало приметными переходами. Иногда эмоциональный отклик человека выступает в сложном, комплексном виде, и это обстоятельство приводит часто к расхождению во мнениях и оценке того, что человек переживает, вызывает разные определения проявляющегося эмоционального отклика.

Все эти виды эмоциональных откликов очерчивает ту область психиче­ской жизни человека, которую мы называем эмоциональной сферой.

Эмоциональная сфера представляет собой сложную и непрерывно изме­няющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Эта система откликов формируется и дифференцируется в ходе роста и развития человека, “узнавания им жизни”, изменения и усложнения его связей с людьми, с окружающей средой, с обществом в целом. Динамика этих откликов, заключающихся в смене различных чувств и эмоциональных состоя­ний в соответствии с выполняемой человеком деятельностью, с воспринятыми им воздействиями, и образует то, что можно назвать эмоциональной жизнью личности.

Всякий, даже несложный эмоциональный отклик человека представляет собой не изолированный акт, а всегда является комплексной, целостной реакцией.

Понимание эмоциональной сферы будет неполным, если не раскрыть те виды соотношений, которые существуют между нею и личностью как сложным и целостным образованием. Этот аспект рассмотрения чувств имеет прямое отношение к вопросам воспитания.

Нельзя упускать из виду не просто эмоциональная сфера, а воспитываются чувства, присущие реальной личности реальной личности. И по мере формирования новых качеств личности приобретает новые черты и эмоциональная сфера, а процесс изменения чувств непременно связан с изменениями самой личности.

Связь между эмоциональной сферой и личностью: с ее направленностью, с ее убеждениями, идеалами, запросами особенно тесная и глубокая. Все испытываемые человеком чувства переживаются им как достояние. Именно потому, что связь между личностью и ее эмоциональными состояниями может оказаться особенно органичной, получается, что чувство в ряде случаев определяет отношение человека к некоторым явлениям жизни. Чувства, как и все психические процессы человека, являются отражением действительности. Однако это отражение отличается от отражения в процессах восприятия, мышления и т.д. Отражение действительности в чувствах носит субъективный характер.

В конкретных чертах переживаний и эмоциональных состояний людей сохраняется своеобразная “индивидуальность” отражения ими действительности, которая придает ей качества субъективности. Именно поэтому в чувствах, возникающих у разных людей по поводу событий, жизненных обстоятельств, которые одинаково остро затрагивают их, вместе с тем встречаются существенные различия и оттенки. Это происходит потому, что человек воспринимает внешние воздействия, которые его эмоционально затрагивают, сквозь “призму” собственной личности.

Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к явлениям окружающей действительности. Это отношение сформировалось в процессе жизни человека. Человек воспринимает взаимоотношения с людьми, поведение людей сквозь систему сложившихся у него убеждений, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это справедливо лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся человеку, что только ему присущи отчетливо выраженные взгляды, установки в подходе к людям и жизненным явлениям. И ребенок, пришедший в школу, уже сформирован в определенной мере как личность.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Диагностика уровня сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР
Диагностика уровня сформированности математических представлений и навыков счета у детей с ФФНР осуществлялась нами на базе школы-интерната №4 г. Читы во 2 классе. Данная работа состояла из нескольких этапов. На первом констатирующем этапе была проведена диагностическая работа по измерению уровня с ...

Животные и растения - постоянные обитатели уголка природы
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять ...

Контрольно-диагностическая деятельность районного управления образования
Применению верных научно-обоснованных решений помогает педагогическая диагностика. Проведение педагогической диагностики требует разработки диагностических программ исследований, сбора, обработки и анализа педагогической информации по изучаемому вопросу, для выявления его состояния, выработки вывод ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru