Одной из актуальнейших задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании и технологиях подготовки специалиста, что влечет за собой изменения в понимании основных детерминант высшего профессионального образования — целей и содержания.
Содержание обучения в целом можно рассматривать как информационную модель профессиональной деятельности, соотнесенную с конкретными организационно-содержательными единицами учебного процесса, т. е. установку и технологию реализации. Это может быть учебная дисциплина, модуль, лабораторный практикум, практика, курсовая работа и т. д.
Конкретная же модель самого содержания образования фиксирует в наборе учебно-программных документов, включающих:
модель деятельности специалиста;
учебный план, фиксирующий знаниевую структуру специальности;
учебные программы, раскрывающие содержание специальности.
Понятие модели специалиста является довольно емким и многообразным. Она может быть определена множеством способов, например так:
Совокупность определенных знаний и навыков, полученных в процессе обучения;
Информационный массив, активное усвоение которого необходимо для эффективной работы по специальности;
Система обучения, позволяющая специалисту успешно реализовывать все виды деловых (производственных) контактов с окружающей средой (информационной, технологической, кадровой и др.);
Детальное описание всех интеллектуально-профессиональных и социально-психологических качеств специалиста;
Формализованный перечень всех должностных функций и обязанностей специалиста;
Система навыков, позволяющих решать стандартные и нестандартные ситуации, возникающие в ходе производственной деятельности специалиста;
Описание статистически усредненных характеристик преуспевающего специалиста определенного профиля – возраст, пол, образование, стаж работы по специальности, владение современными информационными технологиями, знание иностранных языков и т. д.;
Формально-математическое отображение процесса взаимодействия определенных типов обучаемых с преподавателями, технологической средой обучения, искусственно созданной или реальной практической средой и др. с помощью ряда факторов.
Построение модели обычно преследует следующие основные цели:
формировать структуру и содержание обучения в соответствии с Государственным образовательным стандартом и реальными запросами рынка;
разрабатывать учебные планы и программы с учетом целевых ориентиров в заданном моделью социальном и профессиональном контексте;
решать задачи маркетинга и промоушн образовательных услуг, позволяющий при работе с возможными заказчиками и потребителями предъявлять им спецификацию образовательного продукта и сертифицировать качество обучения;
при таком подходе модель деятельности специалиста определяется как полное описание целей образования в соответствующей сфере как системы осваиваемых в образовательном процессе способов и средств адаптации к профессиональной среде, представимых в форме типовых задач профессиональной деятельности, методы их решения, ресурсов.
Попробуем проинтерпретировать модель специалиста как некий определенный образ. Специалистом можно представить как выходной параметр в системе «input — output» и в этом случае, роль «черного ящика» будет отведена модели специалиста (рис.1).
Рис. 1. Модель отношений абитуриента и специалиста
Для решения вопросов, связанных с построение модели специалиста необходимо очертить круг факторов, которые влияют на его подготовку, и выделить среди них те, на которые можно реально воздействовать. Это во-первых, факторы, связанные с врожденными способностями, социально-психологической обстановкой в семье, где воспитывается ребенок, уровнем жизни, фактором «до вузовского» воспитания и образования, качествами личности, наклонностями и устремлениями, сформировавшимися до поступления в ВУЗ. Очевидно, что перечисленная группа факторов практически выпадает из числа управляемых. Вторая группа факторов начинает воздействовать во время обучения будущего специалиста – эффективность отбора абитуриентов, потенциал ВУЗа, содержание и организация учебного процесса, степень использования передовых технология обучения. И, наконец, мало управляемые факторы воздействия на специалиста после окончания учебного заведения – помощь в трудоустройстве, профессиональные консультации и т. д. Таким образом, решая вопрос о построении модели специалиста, прежде всего, приходиться делать упор на вторую группу перечисленных факторов.
Еще о педагогике:
Характеристика цифровой и словесной оценок
Характеристика цифровой оценки (отметки): "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логи ...
Методы стимулирования
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как животное, нуждается в постоянных стим ...
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективность выставляемых отметок. С ...