Сроки планирования определяются целями планирования. На основе пятилетнего плана составляется годовой. Годовые планы являются частью пятилетних планов и способствуют поэтапному их выполнению. Годовые планы конкретизируют, уточняют, дополняют соответствующий раздел пятилетнего плана, учитывая динамичность и особенности развития детского сада в предыдущем году.
Годовой план составляется на учебный год (с 1 сентября по август включительно).
План состоит из двух частей. Первая часть — вводная.
В вводной части плана дается критический анализ достигнутого уровня развития дошкольного учреждения при осуществлении главной цели и основных задач. В этой части отличаются достижения в воспитательно-образовательной работе, освещаются недостатки и нерешенные вопросы в работе разных возрастных групп в выполнении программы воспитания детей. Анализируется состояние материальной базы, оснащения педагогического процесса и условий работы воспитателей при организации и осуществлении педагогического процесса.
На основе детального анализа итогов предшествующего периода выявляются причинно-следственные зависимости, первопричины недостатков, слабые звенья, на которые следует обратить внимание.
Для проведения анализа итогов учебного года необходимо, прежде всего, определить, на что должны быть направлены усилия руководителя в системе дошкольного образования, общественных организаций. Предметом анализа является воспитательно-образовательный процесс (его состояние) в течение учебного года.
Для проведения анализа работы рекомендуется использовать следующую схему:
Направление работы |
Констатация результатов |
Причинная взаимосвязь |
Задачи на дальнейший период работы | |
Завершает анализ обобщение его результатов, а также ошибки и трудности в выполнении годового плана. Далее формулируются ведущие задачи работы коллектива на новый учебный год. При их определении нужно учитывать тип и вид дошкольного учреждения, общий уровень педагогического мастерства всего коллектива, сильные и слабые стороны каждого воспитателя, условия работы, материально-техническую базу. Должны также учитываться мероприятия, проводимые; отделом народного образования.
При планировании следует выделять те проблемные вопросы воспитания и обучения детей, которые требуют длительных усилий и слаженной работы педагогического коллектива.
Для изучения мнения воспитателей об актуальных направлениях работы в системе дошкольного образования на предстоящий период может быть использована анкета, включающая следующие вопросы:
1. Какие темы следует взять для обсуждения на педсоветах в новом учебном году?
2. В каких семинарах Вы хотели бы принять участие в новом учебном году?
3. По каким вопросам, интересующим Вас особенно, Вы хотели бы получить консультацию?
4. Какие открытые просмотры следует предусмотреть в плане работы на новый учебный год?
5. Укажите тему воспитательно-образовательной работы с детьми, интересующую Вас больше всего.
6. Какими разделами какой методики Вы владеете слабо?
7. Что необходимо учесть в работе с родителями?
8. Какие формы работы со стороны заведующего и воспитателя-методиста Вы считаете наиболее эффективными?
9. Какими методическими пособиями необходимо пополнить методкабинет в новом учебном году?
Еще о педагогике:
Процесс реализации регионального компонента
дошкольного образования
Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. В системе дошкольного образования Респуб ...
Организация эффективного контроля знаний
Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном контроле свидетельствует о том, что мы не можем даже установить четких критериев оценки. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельно ...
Учебные подразделения — основа организации учебного процесса
Организация учебного процесса производится учебными подразделениями высшего учебного заведения (факультетами, кафедрами, отделениями и т. д.). Основным нормативным документом, который определяет организацию учебного процесса в конкретном направлении образования или квалификационной подготовки, явля ...