Анализ программы на развитие творческих способностей.
Для анализа нами была взята программа по трудовому обучению авторов В. Тименко, В. Вдовченко и др.
Цель курса – формирование конструктивно-художественных и конструктивно-технических умений, которые включают языковое, графическое и предметно-пластическое творчество учеников.
В программе выделено пять разделов: «Человек и природа», «Я сам и другие люди», «Человек и знаки информации», «Человек и техника», «Человек и художественная окружающая среда».
Каждый из данных разделов ориентирован на развитие творческих способностей. В разделе «Человек и природа» программой предложено выполнение следующих практических работ:
Создание аппликаций с отдельных растительных форм. Создание предметных аппликаций и орнаментов из растительных форм по воображению, по собственной задумке. Аппликации с листвы, трав, цветов, икебаны висячие, настенные, настольные по своему воображению.
Изготовление из шишек, желудей, гороховых шкарлупок, веточек различных фигурок животных, изображение растений.
Лепка фруктов, овощей. Лепка фантастических существ. Творческая работа: коллективное создание композиции с фантастическими существами.
Творческая работа в группах: изготовление страниц Красной книги Украины.
Коллективная творческая работа: изготовление муляжей в технике папье-маше.
Оригами как вид творческой работы. Изготовление изделий способом оригами.
Раздел «Я сам и другие люди».
Вырезание салфеток по собственному замыслу в технике вытынанки. Изготовление снежинок с бумаги.
Изображение костюма из собственного представления, создание макета элементов по собственным рисункам.
Дизайн собственной одежды для вечеринки (украшение стразами, бисером, нашивками и др.﴿
Оформление в классной комнате «Уголка дружбы » по разным рубрикам (фотоколлаж «Наш класс», «Почтовый ящик», «Поздравляем» и другие﴿.
Конструирование новогодней открытки способом оригами.
Раздел «Человек и знаки информации».
Изготовление собственной визитки, бейджика и др.
Коллективная творческая работа: разработка рекламных плакатов, упаковок, конфетных обверток по собственной выдумке.
Коллективная творческая работа: создание кижки-самоделки «Наш класс».
Раздел «Человек и техника».
Изготовление в технике оригами различных транспортных средств (самолет, лодка и др.﴿.
Моделирование по собственному воображению с деталей пластмассовых или деревянных наборов.
Конструирование из спичечных коробок транспортные средства по своей выдумке.
Раздел «Человек и художественная окружающая среда».
Создание макетов вазонов и подставок оригинальной формы, их украшение.
Коллективная творческая работа: конструирование изделий для возрождения украинского быта (мебель, посуда, настенные украшения, полотенца﴿.
Таким образом, проанализировав программу и проведя беседу с учителями начальных классов, можем сделать выводы, что в программе отображены виды практических работ для развития творческих способностей младших школьников и учителя используют их в своей работе.
С помощью применения теста Гилфорда и Торренса мы исследовали уровень развития творческих способностей у учащихся 2-А класса СОШ №1 п.г.т. Ленино.
Результаты теста следующие:
- у 12% детей класса результаты были значительно выше нормы, что говорит о их любознательности, о большом словарном запасе и развитой способности фантазировать;
- 52% детей дали результаты уровня развития творческих способностей, соответствующих норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза.
- у 36% детей показатели уровня развития творческих способностей ниже нормы, поэтому их необходимо развивать, что возможно осуществлять через уроки оригами.
Следовательно, у большинства детей уровень развития творческих способностей на среднем уровне.
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.
Еще о педагогике:
Массовые формы методической работы
Педагогические чтения — проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников учебного заведения. Примерная тематика: — орган ...
Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соло ...