База исследования: СОШ №1 п.г.т. Ленино, 2-А класс (количество учащихся 17 человек). Классный руководитель Красильникова Наталья Алексеевна.
Цель исследования: определить уровень развития творческих способностей учащихся 2-А класса.
Задачи данного этапа:
Провести беседу с учителями;
Провести тестирование учащихся 2-А класса;
Проанализировать программу трудового обучения на развитие творческих способностей.
При беседе с учителями начальных классов им были поставлены следующие вопросы:
- Что Вы используете на уроках трудового обучения для развития творческих способностей младших школьников?
- Какие формы организации уроков Вы используете?
Из беседы можно сделать следующие выводы:
На уроках трудового обучения учителя начальных классов используют чаще коллективную и индивидуальную формы организации работы, реже - групповую и парную.
Для развития творческих способностей используют игровые формы уроков, занимательные упражнения (например, нарисовать несуществующее животное) и другое.
Проведение теста Гилфорда и Торренса.
Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса. 1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Нами для определения уровня творческих способностей был взят фактор беглости ответов. Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры — около 40 минут.
Нами было выбрано из теста субтесты №1, №3, №4, №6. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления).
Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: ”Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?” Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин.
Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б—беглость, n — число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
Субтест 3. Слова
Субтест проводится индивидуально.
Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.
Еще о педагогике:
Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей
младших школьников
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Изучением проблемы творческих способностей и творч ...
Роль психологической службы в построении отношений школьников с
преподавателем
Психологическая служба в лицее N 3 существует с 1991 года. Школьные психологи являются связующим звеном между психологической наукой и школьной практикой. В процессе становления службы определились основные функции ее деятельности: 1.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ...
Особенности проявления ФФНР у детей младшего школьного возраста
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие ...