Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 11

Таким образом, основными личностными изменениями в мировоззрении экспериментальной группы стали развитие этических ценностей (ответственность, честность, чуткость), направленность на других (любовь (не только к себе, другим, но и к миру свобода, развитие) счастье других (народа, человечества в целом) то есть принятие ответственности за других, помощь другим для их совершенствования наряду с индивидуалистическими), наряду с ценностями здоровья, наличием хороших и верных друзей выделение ценности активной деятельности в жизни, чтобы жизнь была полной, эмоционально насыщенной и жизненной мудрости.

Благодаря факультативной работе по астрономии девушки получили возможность взглянуть на Вселенную с помощью современных открытий, средствами ИКТ, Internet – технологий, взаимодействуя с учителями.

На контрольном этапе мы проводили анкетирование, аналогичное тому, что было на диагностирующем. Теперь человек понимается (см. приложение №11) как существо галактики, составная частица Вселенной, взаимодействующая с природой и космосом(2 из 13); личность, неповторимость с развитыми чувствами (''умеет радоваться восходящему и заходящему Солнцу''), разумом, мировоззрением и самосознанием (6 из13); мир, который познан не до конца, внутри которого тайна, которую хочется узнать (2 из 13). Показательно, что полузакрытые ответы «человек – это живое существо» или «человек – это человек» дали 4 школьника из 13 опрошенных, причём 3 из них не ходили на клубные занятия. Ответов о человеке как только о биологическом существе или высшем разуме во Вселенной не было.

Жизнь как развитие, этап совершенствования, познание себя и мира предстаёт 1 участнику клуба, за этот этап, который надо ценить, надо посвятить другим, сделать много хорошего (1 из 8 участников клуба) или добиться цели (1 из 8, 1 из КГ). Жизнь – это духовная жизнь в вечности; это бесконечность (2 из 8), это испытания и радости, путь, который каждый проходит по-своему (1 из 8, 2 из КГ). Это и сочетание красоты, счастья, любви, общения и взаимодействия с другими людьми, совершенствование внутреннего мира (4 из 8). Для нас важна направленность ребят в жизни на духовные ориентиры, на внутреннее совершенствование.

Понимание Вселенной как мира вокруг Земли, включающего небесные тела, осталось у 4 старшеклассников из КГ (''это почти галактика''), но подобного ответа ребята из экспериментальной группы не дали. Для них характерно понимание Вселенной как одного единого мира (человек, его душа, разум, всё живое вокруг и неживое, подчиняющееся своим законам) (4 из 8). Вселенную как совокупность всех миров, неограниченное пространство (бесконечное), в которой много загадок и тайн, которые человек пытается раскрыть, определяют 9 учеников из 13. Результаты опроса показывают большую осведомлённость в вопросах астрономии и осмысленность (осознанность) ответов школьников, посещавших занятия предложенного нами курса. Школьники отмечают в отзывах важность проведённой с ними работы, так как они теперь будут знать, ''где какая звезда находится на небе'', ''что такое Вселенная и многое другое''. ''Оказывается, физику можно понимать''.

Особый рост в стремлении изучать астрономию характерен для целей узнать о возникновении Вселенной и человечества (5:от 36% до 84,6%), исследования истории развития Вселенной (3:от 443,6% до 69,2%) чтобы понять смысл жизни (6: от16% до 61,5%) и знать расположение звёзд на небе и уметь по ним ориентироваться(4: от 44% до 61,5%), оформить своё мировоззрение (9: от 28% до 30% ). Знания о космонавтах, учёных тоже важны, но не так востребованы (8: от20% до 23,1%) как проблемы космогонии и космологии. То, что при изучении астрономии человек теряет время, считает теперь только один из опрошенных, причём не ходивший на экспериментальные занятия (1: от 8% к 7,7%), но хорошо провести время надеются 23% (было 20%). Старшеклассники считают, что главное в изучения астрономии – узнать о возникновении и развитии Вселенной и человечества, понять смысл жизни, уметь ориентироваться по звёздам, отсюда закономерно и формирование мировоззрения.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще о педагогике:

Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших школьников
Для диагностики и выявления предпочтения в телесмотрении методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось в двух средних общеобразовательных школах города Уфы - № 119 и № 31. для проведения исследования была заключена договоренность с учителями этих классов и распечатаны бланки ...

Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Значение развития эмоциональной сферы в процессе становления личности ребенка чрезвычайно велико. Именно в этой области складываются такие важные качества личности, как чувствительность к отношению других людей, отзывчивость на их переживания, собственное эмоциональное самоощущение, определяющее це ...

Метод проектов в начальной школе
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время можно заметить, что как в теории, так ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru