9 занятие отличалось от других неформальной обстановкой, так как проводилось дома у ведущей факультатива, и располагало помимо желания посмотреть астрономические явления на RedShift к философским беседам о существовании Бога, о понятии свободы, о счастье и исследованию себя с помощью рисуночных методик «дерево», «развитие», «счастье», «неизвестное животное». Наташе А., Кате К., Наташе П., Лене Ж. понравились фильмы «От большого взрыва до галактик», «Млечный путь – наша галактика», «Жизнь звёзд», по которым мы повторили теории возникновения Вселенной, виды и строение галактик, узнали об эволюции звёзд. Инна Г. и Настя К. заинтересовались фильмом «Двойные звёзды, Солнце», а Валида А. внимательно изучила «историю Солнечной системы». При обсуждении фильмов особое внимание девушки уделили процессу аннигиляции и этапам развития Вселенной, физическому процессу столкновения галактик, эволюции звёзд. Мы также посмотрели ролик «Время и времена года» и «Поиск внеземных цивилизаций», после чего мы плавно перешли к вопросу существования Бога (Высшего разума, Логоса и т.п.).
Цитируя «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, мы говорили о развитии человека в стремлении к идеалу, каким должен быть этот идеал, о противостоянии нравственно-этических качеств в сегодняшнем мире злу, насилию, лжи, власти денег, о том, что человек – будущий бог, растущий здесь и сейчас, мыслящий, чувственный.
Проблема принятия личности (чайки Джонатана) обществом (стаей) и личностью общество оказалась насущной для девушек, а выбор ''лететь одному'' или ''жить как все'' – сегодняшней задачей. Мы говорили о человеке как о микрокосме, заключающем в себя Вселенную, о том, что происходящее внутри этого микрокосма обязательно повлияет на Макрокосм. А поиск таких же как ''Я'' опирается на поиск людей с одним мировоззрением. Занятие получилось насыщенным, эмоциональным, с элементами тренинга и проникновенной беседы, оно явилось хорошей подготовкой для проведения игры со всем классом.
10 занятие – игра «Путешествие по Вселенной» (разработка в приложении № 16) позволила, как потом в анализе говорили участники, ''получить знания о Вселенной'', ''побывать на Луне'', понять, что ''от нас всё зависит'', ''работать командой, а не разрозненно'', узнать, что ''в классе учатся интересные ребята, которым не всё безразлично'', ''что оказывается среди парней есть такие же активные, как и'' девушки, ''почувствовать себя классом''. Эта игра помогла формировать у старшеклассников ответственность за свое пребывание на Земле и во Вселенной, за помощь другим (даже идея игры – идти вперёд, чтобы помочь неизвестной больной планете (Земле), девиз игры «ты работаешь на команду, команда работает на тебя» формируют направленность на других, располагают к взаимодействию и учат работать вместе). Учащиеся разделились на команды: 1(ВЛ) – Инна Г., Настя К., Катя К., Наташа П., Юля Кузн. и Аня К., Саша Р., Лена З., Гриша Ф., Макс Л.; 2(ГК) – Наташа А., Валида А., Лена Ж. и Дима П., Денис П., Дима В., Оля В., Оля Б., Саша П., Серёжа Н., Юля Кон Если в первой команде работали только девушки, причём большая их часть ходила на занятия по астрономии, то во второй команде девчатам помогали Димы и Денис, которым было важно узнать новое о космосе, общаясь с одноклассницами. Как отмечалось после игры, эти ребята из ''двоечников'' превратились в ''мудрых принцев'', ''мастеров'', помощников. Остальные парни решили занять позицию слушающих, но не участвующих в игре (стать формальными участниками), к ним же в конце игры присоединилась Юля Кон., что нисколько не сказалось на ухудшении игры, а наоборот, повлияло на высокий темп игры и активность участников.
Еще о педагогике:
Дидактические игрушки и игровые материалы
Основополагающую роль в познании окружающей среды для ребенка раннего возраста играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Как отмечает Л.Н. Павлова, «развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рацио ...
Логопедическое обследование
Прежде чем начать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо провести обследование. При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие: Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопе ...
Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...