Важным, как отмечали школьники после уроков, было активное взаимодействие учителя и учеников, позволяющее развить умение слушать и слышать других, узнать новое о планетах Солнечной системы; в нестандартной форме проведения занятий и возможность при необходимости пользоваться литературой, т.к. при этом у ребят появлялась дополнительная возможность закрепить знания и чувствовать себя уверенней. Мы можем сделать вывод, что методика организации подобных учебных занятий была нами выбрана правильно.
Основной эксперимент проходил в 10В классе, где был организован факультатив, и велось классное руководство. Классный час – знакомство был организован таким образом, чтобы ''Встретиться'' со старшеклассниками, заинтересовать их собой, наладить общение и заинтересовать предлагаемым ребятам клубом-факультативом по астрономии и психологии. Занятие включало игры на знакомство и контакт (пересаживалки, слепой о поводырь, компас, колечко, цель, оловянный солдатик), мини-тесты ''шары'' на определение лидеров, ''рабочих лошадок'', управленцев и ''художники''-''мыслители'', устанавливающий доминанте правого или левого полушария (для учета индивидуальных особенностей учеников). Итог занятия – анкетирование ребят, выявление тех, кто хочет ходить в клуб и кто может (их оказалось 18 человек из 25 присутствующих в классе). Так как ученики 10В класса уже занимаются на подготовительных курсах, ходят на танцы, шитье, в спортзал, то определить время занятий нам было трудно. Нужно отметить также, что эксперимент проводился в феврале – марте 2002г., когда в школе №39 была краснуха, поэтому на уроках из 10В класса было 25-29 человек из 35.
Результаты анкетирования подтвердили наши гипотезы о стремлении старшеклассников больше общаться с учителем, а также больше внимания уделять активной деятельности, походам, экскурсиям, познанию нового. Второе занятие – поход в РГПУ опиралось на потребность ребят посмотреть жизнь в институте, походить по нему, услышать о проблемах, которыми занимаются студенты и преподаватели, посмотреть приборы, на которых работают студенты, и, может быть поэкспериментировать на них самим. Мы провели подробную экскурсию по вузу, рассказав немного об истории его возникновения, особенностях расположения факультетов, кафедр, лабораторных комнат, особенных аудиторий. Вначале школьники (17 человек) несколько смущались своего присутствия в вузе, сравнивая его со школой и другими вузами, в которых учатся на курсах. Но по мере знакомства с окружающими (нам демонстрировали устройство твердометра, маятникового копра и опыт по измерению ударной вязкости, рассказали о лазере и его предназначении в 8ф ауд., разрешили посмотреть лабораторные кабинеты, ауд. 98 с круглым столом и зеркальными стенами) ребята становились смелее. Очень понравилось им в обсерватории – самом высоком месте вуза, пусть даже мы не посмотрели на звёзды, зато узнали о станции исследований ИСЗ, которая была там раньше. Сюрприз ждал школьников в одной из аудиторий – на выбор можно было ознакомиться с журналами «Звездочет» за 1997, 1998, 1999, 2000 и 2001 годы, почитать их. Такая форма работы позволила каждому найти интересное для себя в области космоса и задать вопросы другим и учителю, чтобы разобраться. Мы обсудили, почему на Солнце возникают пятна и что это такое, какие виды туманностей есть во Вселенной, как их фотографируют (вспомнили устройство фотоаппарата и узнали о телескопе «Хаббл», который, благодаря нахождению вне атмосферы Земли, позволяет получать с его помощью высокоточные красивейшие фотографии Мира) и почему изображение на пленке ''перевёрнутое'' (негатив), на понятийном уровне пояснив процесс создания фотографии (следует учесть, что этот материал по физике 11 класса уже волнует ребят). Приятно было видеть радость в глазах Наташи А., Кати К., Юли Кузн., Инны Г. когда они поняли суть этого процесса. Также мы коснулись гипотез возникновения Вселенной, разобрав (тоже на понятийном уровне) 2 модели: циклическую и расширяющуюся (пояснив их различия через критическую плотность Вселенной, и критический радиус).
Еще о педагогике:
Описание таблиц по физике
Касательно методики преподавания физики, таблицы по физике относятся к печатным пособиям. Наиболее распространенные в школах средства обучения включают учебные таблицы, содержащие систематизированные числовые или другие данные по основополагающим вопросам курса физики, применению физических приборо ...
Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения ...
Компьютер как предмет обучения и средство обучения
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова). Информационная технология – это педагогическая технология, использующая ...