Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 5

7 занятие было организовано нами в форме просмотра фильмов по астрономии «Звёздные ориентиры», «Самая древняя наука», «Небесная механика». Из них учащиеся повторили системы небесных координат, историю названий созвездий и их расположение, узнали об удалённости звёзд в созвездиях, совершили экскурс в историю развития астрономии (Вавилон, Др. Египет, Стоунхендж, системы мира Аристотеля, Птолемея, Коперника, взгляды Дж. Бруно, Галилея, законы Кеплера и Ньютона, открытие В. Гершелем Урана (1781), Дж. Адамсом и Урбеном Леверье Нептуна (1846), Плутона (1930)). На занятии были ребята не только из экспериментальной группы 10В класса (8 человек), но и те, кто просто хотел побольше узнать по астрономии (из 10В): Дима П., Денис П., Наташа Р. После просмотра фильмов мы все вместе обсуждали вопросы строения галактик, их видов, местоположение Солнечной системы в нашей галактике Млечный путь, рассматривали гипотезы – причины движения планет ''именно по таким орбитам'' (разработка теории гравитации, аналогично квантовой теории). Ребятам понравилось оформление и содержание фильмов, тем более, что в них приведены находки по этой науке (правда, в сжатом виде). Ученики поддержали идею провести игру-путешествие по Вселенной со всем классом.

8 занятие – классный час было посвящено исследованию личности старшеклассников и включало методики «Иду я по лесу» и «Герб». Первая из них была проведена со всеми присутствующими учащимися 10В класса (26чел.), после ответов на предложенные вопросы и общей интерпретации ребята индивидуально моли проконсультироваться с учителем, что позволило добиться большего погружения в самих себя. Вторая методика предлагалась желающим, поэтому кроме девчат из экспериментальной группы, которые захотели исследовать себя и потом встать на место других (развить эмпатию), свой «герб» рисовали ещё 9 человек.

Результаты диагностики были разобраны нами на отдельном занятии, где девчата узнали о классификации типов личности по Юнгу, с каждой мы проводили индивидуальную беседу, которая выявляла особенности (взгляды, предпочтения, мотивы, желания, убеждения) личности и мировоззрения испытуемых. Подобная работа позволяет более детально отработать с каждым учеником какие-либо жизненные ситуации, выявить подводные камни, мешающие гармоничному развитию и постараться вместе с учеником преодолеть их. Так, нами была выявлена низкая самооценка у Наташи П., Кати К., Валиды А., которые стеснялись себя, могли пренебречь своим мнением, не настоять на своей точке зрения, даже если были правы и их мнение было бы полезно для решения проблемы, и т.д. Их лозунг «Чтоб другим было хорошо, а я как-нибудь », по нашему мнению, нуждался в исправлении последней его части – любви к себе. Поэтому мы беседовали с ними именно на эту тему, поощряя стремление делать пользу людям и одновременно воспитывая в них личность. Девчата стали более уверенными в себе, жаль, что за короткий срок эксперимента нам не удалось отследить в них более глубинных изменений в этой области. Естественно, что подобная работа проводилась не только на занятиях, но и в общении между уроками. Другой пример – Лена З., талантливая, умная девушка, для которой мир воспринимается через призму ''борьбы за выживание'', осознавая всю ''болезненность этого мира'', она старается работать только умом, убирая эмоции и чувства на задний план, это рождает в ней противоречия, легко диагностируемые с помощью этих методик. Именно её ответ в контрольном эксперименте, что закон космоса это выживание сильнейшего и только. В беседе с ней мы пришли к выводу (с большим трудом) о нужности сердечных, человеческих чувств в мире и обществе, а главное, в себе самой. Весьма интересен тот факт, что в экспериментальной группе собрались более сердечные, ранимые, эмоциональные школьники, чем те ребята из класса, которые вошли в контрольную группу. Более активными в классе являются девушки, среди парней же есть ребята, которые провоцируют всех остальных на пассивность в работе или же просто отбивают интерес у других (антилидеры), поэтому участники эксперимента – в основном девчата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще о педагогике:

Практические рекомендации по работе с трудными подростками
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздейс ...

Школьная адаптация
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...

Систематизация ЦОР, содержащих линии второго порядка
Анализируя компьютерные программы, рассмотрим те, которые помогают решать задачи, изучать свойства линий второго порядка, а также строить графики функций, задающих данные линии. К этим программам относятся: математический пакет «MathCAD», программы «Maple» и «Живая геометрия», а также такая програм ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru