В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы.
Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение и общественную направленность поведения.
Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:
1. отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);
2. отношение к труду (трудолюбие);
3. отношение к общественному достоянию, охране природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);
4. отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);
5. отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).
Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.)
Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности
Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:
1. формирование научного мировоззрения, социализацию личности; нравственное развитие учащихся, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;
2. эстетическое формирование учащихся;
3. физическое развитие
Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств ребенка.
В последние годы в, педагогике активно разрабатывается проблема интег-ративности процесса формирования личностных качеств (В.М.Коротов, И.С.Марьенко).
Процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, то есть интегрируясь, определяют развитие и укрепление этого качества.
Здесь имеют значение два момента: Во-первых, в силу возрастных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем путем их усложнения, обогащения и интеграции в сложный комплекс привычек.
Без детального продумывания предстоящей воспитательной работы нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.
Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а, множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?
При решении данной проблемы следует исходить из того» что, как отмечал А.С.Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле» учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и санитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянном индивидуальном и коллективном общении. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание, взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств.
Указанная многосторонность и целостность развития учащихся имеет весьма важное методическое значение.
Воспитательная работа в школе должна включать два взаимосвязанных направления, одно из которых должно способствовать одновременному формированию всех личностных качеств учащихся, второе - предусматривать решение в каждый отельный период работы с детьми одной - двух ведущих воспитательных задач связанных с выработкой тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии.
Только сочетание этих двух направлений в осуществлении воспитательной работы позволяет добиваться ее высокой результативности и педагогической действенности.
Еще о педагогике:
Методы и формы контроля
Почему вместо контроля сегодня речь все больше идет о диагностике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролирования? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, ...
Анализ рассказов, рисунков детей
На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности. Задание 1 Придумывание окончания рассказов по картине В.М Васнецова «Иван царевич и Серый волк». Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова. Подготовка к исследованию Подо ...
Устаревшие слова как один из пластов русской лексики
Смысловая сторона слов все больше привлекает к себе внимание исследователей языка. Понятия «лексика» и «лексикология» наиболее подробно раскрыты Д.Н. Шмелевым . Лексикой называют словарный состав языка, причем слова в этом случае имеют в виду в их индивидуальных (лексических – в противоположность г ...