Теоретический анализ опорного конспекта в современной педагогической литературе

Статьи о педагогике » Место опорного конспекта в процессе изучения психологии » Теоретический анализ опорного конспекта в современной педагогической литературе

Страница 1

Эффективность процесса обучения студентов высшей школы, как и любого процесса обучения, принято оценивать соотношением трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым, к сожалению, в рамках аудиторного времени, отведенного на изучение конкретного курса, студентам не всегда удается постичь все нюансы учебного материала. Поэтому немалую роль играет самостоятельная работа студентов, их активность, умение и стремление к самоорганизации.

Необходимо отметить, что в настоящей работе речь идет о некоторых приемах, позволяющих активизировать восприятие обучаемого в процессе усвоения знаний, которые не связываются им с предстоящим исполнением трудовой функции, а потому и не идентифицируются как необходимые. Формирование у студента осознанной необходимости изучения такого предмета становится одной из целей преподавателя. Значение самостоятельной работы студента при этом трудно переоценить, зачастую ее наличие становится необходимым условием достижения позитивного результата учения. Применительно к учебному процессу самостоятельная работа студентов имеет неоспоримые достоинства. Учитывая небольшой объем отведенного на это учебного времени, роль навыков самоорганизации студентов значительно возрастает. Обучение студентов таким навыкам возможно непосредственно в процессе изложения учебного материала.

В пособии А.А. Гин "Приемы педагогической техники" в числе таких приемов приводится, например, составление опорного конспекта. Практика показывает, что при формировании основного конспекта лекций возможно параллельное составление опорного конспекта, содержащего понятийный аппарат изученной темы. Составление опорного конспекта (при наличии необходимой для этого материально-технической базы) может осуществляться преподавателем и выдаваться студентам как раздаточный материал, содержащий основные термины и понятия изучаемой темы. Простота этого варианта обусловлена тем, что творческую (основную) компоненту составления опорных конспектов выполняет преподаватель, а студентам остается лишь продуктивно использовать результаты его труда. В настоящий момент в педагогике широко используется понятие опорного конспекта как системы при презентации информации, представляющей собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей, как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Хотя данная система появилась сравнительно недавно, но прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора В.Ф. Шаталова. Он первым разработал систему опорных конспектов по математике в 70-е годы, которая была воспринята большей частью преподавателей с энтузиазмом, т.к интуитивно ощущали ее полезность. Позднее данная система была апробированная, дополненная многими учителями, его последователями. Но даже самая известная методика в конкретной практике каждого преподавателя превращается в процесс творчества. К тому же специфика различных предметов вносила новые аспекты в структуру и содержание опорных конспектов.

Например, В.Э. Штейнбергом была разработана логико-смысловые модели, которые презентуют информацию в виде многомерной модели, позволяющей резко уплотнить информацию в сравнении с текстовой формой логико-смысловые модели, предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности.

Разработкой опорных конспектов по психологии занимались такие авторы, как О.В. Нестерова, а также Г.М. Коджаспирова которые в своих пособиях для ВУЗов рассматриваются основные проблемы педагогической психологии. Материал изложен в виде логических схем, таблиц и опорных конспектов. Их работы основаны на технологии В.Ф. Шаталова, но скорректированная для изучаемого ими предмета.

Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы. Мы выделили основные из них, характерные для изучения предмета "Общая психология".

Изложение теоретического материала осуществляется крупными блоками и в быстром темпе.

Использование на доске при объявлении опорных сигналов (рисунков-символов, отдельных слов, схем).

Письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам.

"Полетное" повторение, т.е. быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала.

При изучении общей психологии, важно помнить самое главное: конспект - учебник, а не справочник. В нём вводятся и разъясняются все базисные понятия и методы. Даются иллюстрирующие примеры, контрольные вопросы для самопроверки, решаются типовые задачи. Материал располагается в той же последовательности, что и на лекциях, но без доказательств. Даются только определения, формулировки и пояснения, выводы, правила. Второстепенные вопросы опущены. Опорный конспект целесообразен для первичного, быстрого ознакомления с предметом, а далее нужно продолжить изучение отдельных тем теории по учебнику, где все изложено с достаточной полнотой и доказательно. Опорный конспект полезен и для закрепления изученного материала, для восстановления в памяти нужных понятий при изучении последующих разделов курса и других дисциплин, опирающихся на математику.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Педагогический рисунок - один из видов наглядности на уроках ИЗО
Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика. Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное разви ...

Современные концепции гуманистического подхода в воспитании
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый хара ...

Методика проведения занятий по технологии
Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. При случайном обучении, которое, мы помним, опережало организуемое в школе, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, ученики овладевали ими. С появлением шко ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru