Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 12

Пример учителя для формирования мировоззрения оказался не менее значимым по сравнению с полученными знаниями по астрономии и психологии. Ценность учителя состоит в том, что с ним ''всегда интересно'', и ему ''интересно с нами'', он ''всегда может поднять настроение'', может ''быть очень добрым и общаться с нами'', помогает ''узнать о себе много нового'', ''кто хотел с нами сидеть после уроков, не смотря на призывные возгласы желудка''. В работе учителя самое важное – открытость нам сердец ребят, и именно их оценка деятельности определяет мастерство, ценность учителя: ''Вы открыли нам глаза на мир'', ''я вас запомню'', когда уже почти взрослые люди дарят стихи – найденные вместе девизы жизни (''Зорко одно лишь сердце'', ''Звёзды слов – или крест на словах, Жизнь без любви - или жизнь за любовь, всё в наших руках''), когда навстречу звучат искренние слова «Мы Вас любим!» Это сыграло решающую роль в выполнении поставленных целей (формировать целостное мировоззрение; воспитывать духовно-нравственные качества, способствовать пониманию окружающего Мира и места Человека в нём; развивать чувствознание) и задач (обратить внимание ребят на основные принципы Мироздания: взаимосвязь всего сущего в природе, бесконечность Жизни, разума, Красоты; научить ребят всматриваться в мир, в людей, которые рядом, и понимать происходящее, предоставление возможности каждому выразить себя и своё отношение к окружающему миру, развитие единства между учителем и детьми, установление взаимного доверия). К сожалению, педагогический эксперимент был ограничен во времени, и мы не смогли апробировать всю программу внеурочных занятий, а программа по астрономии, созданная нами на основе панорамной методики осталась не полностью реализованной. Но мы надеемся в будущем продолжить работать над этой темой, полностью апробируя свои разработки.

Проблема формирования целостного мировоззрения школьника в современном динамично меняющемся мире приобретает первостепенное значение, поскольку становление личности человека, тесно связанное со становлением его взглядов, идеалов, ценностей, происходит в постоянном выборе пути развития, осознании себя в мире и мира в себе, ориентации на социальные, научные, философские, нравственные и эстетические политические изменения и новообразования, подчас захлёстывающие ''самостью'' и разобщённостью. Если ранее в школе всеми образовательными средствами формировалось единое гармоничное (коммунистическое) мировоззрение, в котором были прописаны все идеалы, жизненные установки, ценности, воззрения на мир с научной точки зрения, и учитель-предметник добавлял в него свои краски; то сейчас эта целостность нарушена, нет единонаправленности в этом процессе и в нравственных ориентирах, хотя в цели школы входит формирование гармонично развитой личности и целостного мировоззрения. Провозглашая свободу выбора, даже взрослый путается в выборе путей самосовершенствования и духовно-нравственного развития, создающего обратную связь с миром и с самим собой, в определении себя в этом мире и представлениях о его сущности.

Практика показывает, что учитель, который должен быть символом целостности восприятия окружающего мира и себя, не смотря на богатейшие педагогические средства по формированию взглядов на мир у ребёнка, замыкаясь ''на себя'', не может обеспечить только средствами одного своего предмета единство восприятия происходящего вокруг. Невозможно и формировать мировоззрение школьника, сообщая лишь знания по своему предмету и забывая о мироцелостном, жизненном воспитании будущего человека, о философской, идейной, нравственной, эстетической и практической его подготовке. Учитель, лишь синтезируя все имеющиеся у человечества представления о мире, органическом соединении всех существующих на сегодня мировоззрений и переводе их на язык образов и понятий научного мировоззрения, может привести ученика к пониманию единства сущности мироздания – Жизни, скрывающейся под различными формами представлений о ней.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще о педагогике:

Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого воспитанника — главная задача социального педагога дошкольного учреждения. Направления деятельности по её реализации определяются задачами ДОУ. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно толь ...

Формы дислалии
В зависимости от локализации нарушения и причин обуславливающих звукопроизношения выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую). К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляцион ...

Этиология дисграфий
Для выяснения причин дисграфии мы решили обратиться к исследованиям А.Н. Корнева. Он наиболее подробно проанализировал причины нарушения письма у детей и выделил 3 группы причин: 1. Конституциональные предпосылки (наследственность) – замедленные сроки созревания функциональных систем, которые обесп ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru