Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование, в котором приняли участие 7 учеников 9-х, 59 учеников 10-х, 61 ученик 11-х как общеобразовательных, гуманитарных, так и физико-математических классов (14-15-16-17 лет), а также более подробное диагностирование уровня сформированности мировоззрения учеников 10В класса 39 школы, который являлся экспериментальным классом. Мы стремились охватить все уровни дифференциации обучения в школе для получения достоверных результатов.
Полученные данные позволяют говорить о периоде ранней юности как о времени, в котором основной ведущими деятельностями являются учебно-профессиональная и интимно-личностная. Это отражается в целях жизнедеятельности, интересах, ценностных ориентациях старшеклассников. Так, анализируя ответы старшеклассников на вопрос, для чего они ходят в школу, 33,3% из них (исходя из количества выборов у 102 учеников) хотят продолжить учебу в дальнейшем (в вузе, училище, техникуме), а 21,3% - получить знания по предметам, что подтверждает направленность школьников на конструктивное планирование будущего и определяет сферу их интересов. 22,1% старшеклассников приходят в школу для общения, чтобы через других узнать себя. Сравнительные диаграммы целей учебы для старшеклассников экспериментального 10В класса (б) и других, участвующих в анкетировании (а), приведены на рис.
1 – получить знания по предметам, 4 – чтобы пообщаться,
2 – продолжить учёбу в дальнейшем, 5 – просто провести время,
3 – получить представления о мире и его устройстве, 6 – родители заставляют
Рис. Сравнительные диаграммы целей учебы для старшеклассников экспериментального 10В класса /25чел./ (3б) и других, участвующих в анкетировании /102чел./ (3а) а) б)
Умение наладить контакт с окружением совершенствуется именно в этом возрасте, что подтверждает большой процент учащихся, желающих общаться не только за стенами школы, но и внутри неё. Стремления получить представление о мире, его устройстве выявлено у 11,3% старшеклассников. В школу ходят, чтобы просто провести время, 8,4% ребят, а у 3,6% нет собственной мотивации, поэтому их посещать занятия заставляют родители. Это свидетельствует о задержке в своем развитии, некотором инфантильном отношении к жизни, несамостоятельности в решении повседневных задач.
Сравнивая ответы учеников 10В класса с ответами других старшеклассников, мы делаем вывод о том, что цели посещения школы в целом не отличаются от других старшеклассников. Особенность класса – стремление учиться для дальнейшего образования, определяет осознанный выбор ребятами (математического) профиля класса, их самостоятельность в учебе, независимость от родителей. Общие интересы и увлечённость учёбой создают благоприятную атмосферу в классе, что способствует установлению эмоциональных контактов.
Интересы современных старшеклассников разнообразны, что явно следует из их ответов на вопрос о любимых предметах (в школе) (см. таблицу № 5).
Таблица № 5 . Ранжирование предметов по степени важности
предмет |
Кол-во выборов |
Ранг | ||
контр. |
10В | |||
литература |
27 |
4 |
1 |
4 |
физкультура |
26 |
6 |
2 |
2 |
алгебра |
25 |
13 |
3 |
1 |
информатика |
21 |
5 |
4 |
3 |
физика |
23 |
2 |
4 |
6 |
история |
20 |
4 |
5 |
4 |
ОБЖ |
20 |
2 |
5 |
6 |
биология |
19 |
3 |
6 |
5 |
география |
10 |
2 |
7 |
6 |
русский язык |
8 |
- |
8 |
- |
астрономия |
8 |
- |
8 |
- |
геометрия |
7 |
2 |
9 |
6 |
ин. язык |
5 |
5 |
10 |
3 |
труд |
5 |
- |
10 |
- |
ППТ |
4 |
- |
11 |
- |
химия |
3 |
3 |
12 |
5 |
черчение |
2 |
- |
13 |
- |
автодело |
2 |
- |
13 |
- |
экономика |
- |
2 |
- |
6 |
Общество знание |
1 |
- |
14 |
- |
экология |
1 |
- |
14 |
- |
танцы |
- |
3 |
- |
5 |
вязание |
- |
1 |
- |
7 |
Все |
3 |
- |
12 |
- |
не знает |
2 |
- |
13 |
- |
Еще о педагогике:
Методы
проблемного обучения и последовательность их применения в учебном процессе
Уровень проблемное™ ситуаций зависит и от того, какими методами и в каких формах учебной работы реализуется принцип проблемное™. Различие методов, обеспечивающих усвоение опыта творческой деятельности определяется постепенностью его овладением учениками. Исследовательский, частично-поисковый методы ...
Создание фото школы на базе Центра дополнительного образования
На сегодняшний день приоритетной деятельностью Центра являются программы дополнительного образования для детей и подростков, которые осуществляются на платной и бесплатной основе. Важным пунктом является актуальность образовательных программ, и как следствие интерес к ним у потенциальной аудитории ...
Изобразительные средства педагогического рисунка
Материалы, применяемые в педагогическом рисовании. В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом. Классные доски изготавливаются из древесностружечной плиты, на к ...