Формирование личности школьника

Страница 1

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в данное время складываются деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.

Предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей еще в школьные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста. Вначале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, школьник в основном лишь повторяет то, что говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности.

Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.

Важным моментом является также сознательная постановка детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее.

У человека с достижение успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих для детей этого возраста видах деятельности: у дошкольников – в игре, а у младших школьников – в учении.

Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрения за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с и зависимостью от взрослых, причём данный возраст может стать переломным для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Для того чтобы ни та, ни другая из этих тенденций не появились, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть времени дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, сверстниками.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетание “внутренняя позиция”. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало индивидуального, относительного самостоятельного личностного развития.

В средних классах учащиеся приступают к усвоению отдельных учебных предметов. Учебные предметы выступают перед учащимися как особая область теоретических знаний, часто не имеющих непосредственной наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрёл в начальных классах школы. Более того, иногда эти новые знания выступают даже в противоречия и с его чувственным опытом и с теми представлениями, которые он приобрел до обучения в средних классах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...

Методика и анализ результатов контрольного этапа исследования
После проведённой в течение года работы по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации детей экспериментальной группы был проведён контрольный эксперимент, свидетельствующий о завершении профессиональной деятельности педагога-психолога. Чтобы определить результативность нашей рабо ...

Кадровый состав центра
Общая численность работников-217, из них 106- педагогических работников. Среди них- 75 педагогов дополнительного образования, 8 –педагогов-организаторов, 9-методистов, 14-концертмейстеров. Рис. Педагогический персонал Таблица Нормативно-правовое обеспечение деятельности Методического центра Организ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru